И как сам Преображенский собор Кижского погоста – вершина деревянного зодчества, единственный сохранившийся и дошедший до нас столь монументальный многоглавый храм, так и его «небеса» стали эталоном для тех, кто писал потолочные иконы в ХVIII –XIX веках.
Чтобы понять, как устроена потолочная конструкция «неба» и как могли выглядеть «небесные» иконы Преображенской церкви, рассматриваем изображения утраченной Кондопожской Успенской церкви, элементы крепления, иконы и орнаменты из Волкострова и Вёгоруксы, Корбы и прочих. Видим, как могли перекликаться по цветам иконы небес и иконы верхних рядом иконостаса, какие элементы и орнаменты могли заимствоваться и как декоративно могли выглядеть орнаменты, взятые с кижских «небес» не в масштабе, а в натуральную величину.