«Небеса» обетованные
Репортаж о закрытии выставки «Небесное послание» в выставочном зале Музея-заповедника «Кижи»
текст: Наталия Крылова
Выставка «Небесное послание», посвященная заонежским «небесам», как цветок: она открылась в музее «Кижи» на площади Кирова весной, а закрылась осенью.

1 октября состоялся финисаж: про иконы, находившиеся на своде Преображенской церкви на острове Кижи и потолках других северных деревянных церквей, рассказал куратор выставки – научный сотрудник музея «Кижи» Борис Москин.

Центральный зал, где располагается выставка «Небесное послание», уже пару-тройку лет предваряет деревянный макет Преображенского храма, и экскурсия закономерно начинается с него. Смотрим извне на центральный сруб, четверики, восьмерики, главки с высоты птичьего полёта, делаем шаг через порог и попадаем во внутреннее убранство церкви. И словно оказываемся под самым потолком. В центре – рабочее место реставратора, вокруг шаткие деревянные мостки. Несмотря на то, что на самом деле мостки лежат на полу, ходить по ним запрещено. На алтарной стене – верхние ряды иконостаса. На помосте в центре можно постоять и почувствовать, как пространство небольшого и невысокого зальчика неожиданно раздвигается вверх и вниз.
Экскурсия Бориса Москина задаёт постановку проблемы: нужно ли восстанавливать утраченные во время ВОв «небеса» Преображенской церкви Кижского погоста и возможно ли это? Два года назад открытие церкви Преображения Господня после реконструкции стало событием не только в республике, и в стране и за её пределами. И, казалось бы, история восстановления внутреннего убранства церкви уже вписана в длительную и успешную историю возрождения храма и являлась бы логичным и желанным его завершением. Но процесс вторичного обретения «неба» сложен и требует долгой и тщательной подготовки: изучения сохранившихся фотографий, сделанных прорисовок, возможного колористического решения фона, одеяния фигур и орнаментов, исследования стиля письма и материалов подобных икон в других деревянных церквах этого периода и прочих тонкостей.

«Небо» – это особая конструкция потолочного перекрытия в форму пологой усеченной пирамиды, радиальные грани которой возвышаются к центральному кольцу. Эта конструкция возможна только в деревянном храме и тесно связана с его архитектурой. Закреплённые на «небе» иконы уникальны и по форме, и по содержанию, и по значению. Если внутри традиционного византийского купола каменного собора была роспись, то по центру деревянного потолка тоже устанавливали круглую икону – медальон. А по краям от него на внутренних сторонах шатрового свода располагались четыре, восемь, шестнадцать клиновидных икон – в зависимости от размера шатра и объёма самой церкви. На этих иконах могли изображаться праотцы или различные ангельские чины. Зачастую потолочные иконы связаны с верхним рядом иконостаса, перекликаются с ним и являются его продолжением.
«Небеса» Преображенской церкви были вывезены в 1944 году в Петрозаводск и утрачены по халатности. Сохранились чёрно-белые фотографии, по которым реставраторами уже сделаны прорисовки. Вверху на медальоне трёхметрового диаметра – Троица, на шестнадцати клинообразных иконах длиной четыре с половиной метра каждая – вверху серафимы и херувимы, в средине фигура ангела в полный рост и внизу парные фигуры ветхозаветных праотцев. Классический иконостас включает пять рядов икон, но в Преображенской церкви их четыре: пророческий, праздничный, деисусный и местный, таким образом праотеческий ряд переходит на небеса – на основание клиновидных икон.

Огромные иконы «небес» были сняты и вывезены, но вверху на тяблах осталась написанная молитва «Отче наш» в зеркальном отображении – написанная не для людей, а для Бога. Это и есть одно из небесных посланий: посланий не с неба, но – небу. Так когда-то в древнегреческих храмах шлифовали триглифы и метопы с обеих сторон: не только с той, которая видна людям, но и с той, которая видна только богам. Борис Москин напоминает, что с подобной логикой связана и обратная перспектива в византийской и древнерусской иконописи, где дальние от зрителя предметы изображались более крупными и линии на иконе сходились не на горизонте, а словно внутри зрителя.

И как сам Преображенский собор Кижского погоста – вершина деревянного зодчества, единственный сохранившийся и дошедший до нас столь монументальный многоглавый храм, так и его «небеса» стали эталоном для тех, кто писал потолочные иконы в ХVIII –XIX веках.

Чтобы понять, как устроена потолочная конструкция «неба» и как могли выглядеть «небесные» иконы Преображенской церкви, рассматриваем изображения утраченной Кондопожской Успенской церкви, элементы крепления, иконы и орнаменты из Волкострова и Вёгоруксы, Корбы и прочих. Видим, как могли перекликаться по цветам иконы небес и иконы верхних рядом иконостаса, какие элементы и орнаменты могли заимствоваться и как декоративно могли выглядеть орнаменты, взятые с кижских «небес» не в масштабе, а в натуральную величину.
«Небесное послание» – возвышенная и торжественная выставка, и в то же время тёплая и близкая: она дала возможность зрителям на уровне глаз и расстоянии вытянутой руки увидеть иконы, которые традиционно располагались над иконостасом и смотреть на которые предполагалось снизу вверх и издали.

Ещё одним из небесных посланий стала сохранившаяся надпись о поновлении «небес» Преображенской церкви в 1759 году. Церковь построена в 1714, и за сорок пять лет иконы на шатре могли уже выцвести, на них могла попасть влага или конденсат. Однако, обновлён не только фон, но и фигуры, так головные уборы написаны поверх нимбов. Возможно, небеса поновлялись не однажды. Борис Москин считает, что по стилю и цветам эти поновления могли принадлежать кондопожской иконописной мастерской. То есть, это ещё одна из существующих точек опоры в возможном восстановлении «небес».

 «Небеса» Преображенской церкви – это не просто послание, но настоящий профессиональный вызов современным иконописцам и реставраторам. Пока идёт первый этап изучения, анализа и возможных путей решения массы вопросов. Сделаны первичные прорисовки и перекрёстные выкраски. Впереди множество вопросов для тщательного детального исследования. Как вписать «небеса» в существующий иконостас? Как сохранить стилистические особенности? Оставлять ли оригинальные сохранившиеся тябла или же делать копии и закреплять иконы на них? А ещё подготовка огромных досок, анализ цвета, состаривание и т.д…

А если вспомним, сколько лет шла реконструкция Преображенской церкви, поймём, что путь к восстановлению кижских «небес» предстоит большой, сложный и интересный.


Еще почитать
Made on
Tilda