«О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ»

В Национальном театре представили новый взгляд на наше всё. На «Калевалу».

Текст: Мария Шамраева, фото: М. Никитин

В течение пяти дней режиссёр Артём Устинов, художник Ася Бубнова и актрисы Национального театра Карелии создавали эскиз спектакля по темам поэмы «Калевала», обнаруживая там связь с нами сегодняшними. Создатели назвали свою работу так: «Песнь о вещей происхождении». Инверсия в названии и архаика слова «песнь» отсылают нас к природе эпического стихосложения, к тем временам, которые были задолго до того, как Элиас Леннрот начал записывать руны. Возможно, к тем временам, когда человек начал исследовать то, что его окружает, устанавливая связи между явлениями, между словами и предметами, между одним человеком и другим человеком.

Зрители сидят в один-два ряда прямо на сцене вокруг поворотного круга. Действие рождается на наших глазах. Вот просыпается дева воздуха Илматар, освобождает свое тело от пут-канатов и мы уже ждем продолжения истории про колено, утку, рождение Вяйнемейнена. Всё на месте: демиург подталкивает из-за кулисы утку, возникает колено - нога от манекена, появляется удочка, записка, контейнер от киндера, а там маленький человечек из лего – Вяйнемейнен – сюрприз! Зачин сразу погружает нас в игровую стихию, где есть место и иронии, и драме, и вопросам, на которые нужно как-то находить ответы.

Все представление разыгрывают девять актрис театра: Ронья Киннунен, Ксения Коган, Людмила Исакова, Настасья Шум, Наталья Алатало, Людмила Исакова, Юлия Куйкка, Олеся Леонтьева, Анастасия Айтман. Единая сценическая униформа делает их похожими на обитателей отдельного мира, которые ведут себя то как обыватели (спят, едят приготовленную прямо на сцене яичницу), то как философы (размышляют вслух о природе вещей: что есть человек, какова природа материи, откуда берутся сны, почему проезд в общественном транспорте СПб стоит 45 рублей, а в Птз может достигать 60 руб.), то как боги, то как герои.

Художник Ася Бубнова создала интересное визуально пространство, прочертив окружность площадки линиями-канатами, создающими и некие оси, и лабиринт, и гигантские струны кантеле, и многое другое, практичное, нужное по ходу действия. Актеры приспосабливают для игры всё, что попадает им в руки: птичья шапка-маска, веревки, бумажки… Увлекает постоянная потребность в игре (например, очень живой получилась сцена, где героини парами разыгрывают понятия, как в игре в «шапку»). Выразительной стала сцена с рассказом про женскую несвободу, образно рассказанную в форме почти циркового номера.

В финале Марьятта, как водится, ждет рождения нового героя (накануне она поела брусничного соуса, приготовленного к яичнице). А мы ждем продолжение истории и превращении лабораторной работы в спектакль.

Создание эскиза спектакля стало возможным благодаря тому, что Национальный театр Карелии и режиссер Артем Устинов стали победителями конкурса «Интеграция молодой режиссуры. Национальные театры России» – совместного проекта СТД РФ, Российского института театрального искусства – ГИТИС и Театрального института им. Бориса Щукина.

Напомним, что первый спектакль Артема Устинова и художника Аси Бубновой «Сказки Черного леса» в Национальном театре стал событием в культурной жизни города.  

События
Made on
Tilda