– Как удерживается концентрация, когда дирижируешь балетом? Ведь надо смотреть и на оркестр, и на танцовщика?
- Некоторые балетные дирижеры слишком редко смотрят на сцену. А надо! Михаил Александрович (Синькевич, главный дирижер Музыкального театра РК, - ред.) мне поставил цель: «Вы должны выучить спектакль наизусть и быть свободной в материале, «купаться в нем».
Когда в спектакле звучит «моторная» музыка и танцует кордебалет, тогда можно и отвлечься от сцены. Но на вариации солиста – предельное внимание, и оркестр это знает, ловит каждое движение дирижера.
– Кто подходит поздравлять после спектакля?
- Как правило, артисты – танцовщики, певцы. Наталья Васильевна Гальцина (руководитель детской балетной студии театра, - ред.) после балетов часто подходит. Елена Геннадьевна (Ларионова, директор Музыкального театра РК, - ред.), режиссеры, репетиторы….
Страшен тот момент, когда спектакль закончился и ты заходишь за кулисы. Ты будешь бит! Сразу скажут все, не приукрашивая. Недавно мне сказали: «Первый акт был ужасный, второй нормальный» – и ты после таких слов идешь на поклон и улыбаешься!
– Какой самый страшный сон дирижера?
- Завтра тебе дирижировать спектакль, которого ты не знаешь совсем. Или партитура потерялась. Такие случаи и вправду случаются. Мне рассказывали про театральные интриги: раньше могли спрятать партитуру и, пожалуйста, дирижируй наизусть.
Когда что-то «сыплется» – разошелся оркестр, солисты не вступили – сразу холодок по спине, но всегда есть возможность исправить, показать вступление следующему солисту. Но такие моменты страшны. Форс-мажоры случаются. И это еще минус килограмм к обычной потере веса на спектакле…
– Были ли на спектаклях не страшные случаи, а смешные? Или спектакль – дело серьёзное?
- Серьезное – это правда. Но смешной случай вспомнился. Я дирижировала «Дон Кихота». В театре был Михаил Александрович Синькевич, и он прямо по ходу балета в перерывах давал мне советы. И вот перед третьим актом он об одной из вариаций сказал: «Это надо дирижировать бровями». И показал, как. Музыка в том эпизоде настолько элегантная, что просто движениями рук с палочкой не обойтись. И я, прямо во время спектакля, давай пробовать новую «технику»!
Не знаю, как это выглядело со стороны, но точно помню, что ауфтакт (дирижерский взмах, предшествующий начальной доле звучания, - ред.) при этом получился какой-то невнятный. Потом балетные мне сказали: «Зачем вариацию загнала»? «Я новую технику пробовала!» Теперь брови использую с осторожностью.