Страсти по Марине

На сцене Театра драмы «Творческая мастерская» прошла премьера спектакля «Цветаева.doc», разыгранного в новом жанре документального хорала.

Текст: Мария Шамраева, фото: М. Никитин
Спектакль «Цветаева.doc» поставила актриса и режиссер Ксения Коган. Роли исполнили актрисы Юлия Куйкка, Марина Збуржинская, Ольга Малинина, Маша Ненашева, Олеся Леонтьева и Людмила Исакова. Спектакль стал еще одной постановкой независимого творческого объединения «ОК.НО».

На поклоне режиссер Ксения Коган сказала: «Спасибо за то, что зрителям было так плохо и так хорошо». Подходящие слова найдены.
Если бы меня попросили нарисовать то, как устроен этот спектакль, я изобразила бы лабиринт с большим количеством ходов, не имеющим ни одного выхода. Время спектакля отдано на воображаемое перемещение по этим путям – немного лирическое, много – трагическое. Безвыходность, безысходность, смерть. Спектакль начинается со слов о крюке в Елабуге, потом продолжается – многоголосием! – приближениями к этой границе, позволяющей «не быть», и снова попытками ухода, отъезда, побега от жизни, в которой героиня не может быть собой.
На сцене – шесть очень красивых актрис. Они сходно одеты в красные платья-рубашки без рукавов и легкие белые туники с пуговицами. Актрисы сидят за большим столом, покрытым светлой тканью. Действие (хореограф – Эдуард Демидов) выстраивается вокруг этого стола и на самой его поверхности. Все мизансцены лаконичны. Красиво и ритмично работают руки актрис, их пальцы. Каждый жест метафорически связан с тем, о чем говорят и поют актрисы. Смена композиции не нарушает геометрию и баланс общего рисунка: вот актрисы стоят в ряд, вот двое встают напротив друг друга, вот пятеро стоят, а шестая ложится на стол, уравновешивая вертикаль горизонталью. Тема ухода распадается на сцены, на символы, возникающие в движениях (тревога возникает, когда актриса встает на стол) и предметах, которые передаются из рук в руки (камертон, табуретка).
Боль, звучащая в стихах и прозе Марины Цветаевой, в словах из ее дневников, в рассказах от имени Али и за Алю, острее всего проявляется в хоралах, полифоническом звучании строк, перестающих казаться знакомыми. Всего в спектакле звучит 25 (!) хоровых композиций, которые на стихи Марины Цветаевой написала Ксения Коган. Вместе они образуют хорал, который создатели постановки называют документальным. В мелодиях хоров звучат и обрядовое пение, и литургия, и ритмизованное дыхание. Границы между словом сказанным и словом пропетым размыты. Звучание хоралов очень сильно воздействует на зрителей. Публика буквально замирает, зрительское пространство вообще перестает производить звуки.
По словам режиссера Ксении Коган, каждая актриса представляет Марину Ивановну в разных ипостасях: матери, эмигрантки, любящей женщины, одинокого человека, человека в своей стране. Идея плохо поддается проверке: нам кажется, что все актрисы дышат и чувствуют сообща. Энергия волнами передается от одной героини к другой, но и мы сами находимся на этих же волнах, и наше сердце не успевает разжиматься.
Работа над спектаклем «Цветаева.doc» продолжалась около полутора лет. Получилось очень серьезное, болезненное, не романтизированное, честное, перекликающееся с сегодня размышление о времени и о человеке, не совпадающем с этим временем и этой жизнью. Спасибо всем создателям постановки. Нам было очень хорошо и плохо.


События
Made on
Tilda