«КРАСИВАЯ СКАЗКА ПРО УСТРОЙСТВО МИРА»

Мария Романова – режиссер, ставит спектакли в Театре имени Ленсовета и в других театрах. В конце октября в Театре им. Ленсовета вышел ее спектакль «Ромео и Джульетта». В ноябре Мария Романова поставила поэтическо- просветительский спектакль "Райшев. Как нарисовать песню» в Няганском ТЮЗе. Премьера её нового спектакля «Невеста солнца» пройдет на сцене Национального театра Карелии 21 декабря.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Мария Романова 2005 году окончила Театральную академию по специальности «актриса и режиссёр драматического театра» (мастерская профессора Григория Козлова). Интересно, что первым после окончания вуза спектаклем на сцене профессионального театра стала постановка «Тайна светлого озера» в Национальном театре Карелии.

О спектакле и связи творчества с окружающим миром «АркА» разговаривает с Марией Романовой.

- Вы, штатный режиссер Театра им. Ленсовета, ставите здесь саамскую сказку, которую инсценировала Мария Парменова. Художником выступила Мария Брянцева, главный художник Театра им. Ленсовета. Всё верно?

- Основа спектакля – саамская сказка. Мы говорим, что спектакль будет по её мотивам, потому что она сама по себе коротенькая, но там есть сюжет и есть образ. Мария Парменова сделала драматургическую основу, которую мы уже здесь адаптировали для театра и его аудитории.
В штате Театра им. Ленсовета я работала 10 лет. Сейчас не в штате, но продолжаю ежегодно ставить спектакли на этой сцене. Мария Алексеевна Брянцева в штате давно. Она - очень хороший художник. Она работала, в частности, с Владиславом Пази. Многие помнят их красивые костюмные спектакли. Мы с ней сделали уже три работы: «Шутки Достоевского» и два детских спектакля: «Маршак-Маршак» и «Сказка о мертвой царевне». Последний стал лучшим в прошлом году на фестивале «Театры Санкт-Петербурга — детям».

В общем, вышло так, что у нас три Маши.
- В одном из вариантов сказки «Невеста солнца» рассказ начинается с отсылки к рисункам на камнях – петроглифам. Будет ли эта тема в вашем спектакле?

- Нет, мы решили, что не будем делать этническую сказку. Действие происходит на севере, где часто не хватает солнышка. Что такое Солнце? А солнце, которое внутри? Я постаралась сделать историю многослойной. Здесь есть священное место – Белая река. Есть злые темные силы в виде ведьмы Ацци, которая проникла в дом. Действие создает какие-то игровые ситуации, но есть и момент философский, связанный с тем, как миру важно прийти к гармонии. И это случается благодаря человеческому сердцу, благодаря красоте души этой девушки, героини сказки. Солнце пришло, влюбилось в нее и уже не покидало надолго землю. А до этого была зима, холодно и много темных сил вокруг.

- Чтобы обрести гармонию, получается, нужно пройти через смерть?

- В сказке героиня проходит разные испытания. Она становится невестой Солнца – это красивый иносказательный образ. Вообще смерть для меня не существует, смерть - это смена мерности. Девушка в итоге становится звездой. Если углубляться, то это - путь святого человека. Такой план есть, но в нашем спектакле другой язык – игровой, веселый, с клоунадой (я очень люблю Славу Полунина). Это - красивая сказка про устройство мира, про взаимодействие с Солнцем и матушкой-Землей. Это те силы, с которыми на самом деле каждый человек взаимодействует ежедневно. Но может слышать или не слышать их.
- Вы говорите, что спектакли у вас обычно случаются в связи с чем-то. С чем связана «Невеста солнца»?

- Так или иначе материал как-то всегда очень лично связан с твоей жизнью. Театр – такая магическая вещь. «Невеста солнца» про то, как каждый из нас проходит испытания. Важно вынести их и сохранить свет в собственном сердце. И тогда мир откликнется.
Спектакль будет красивым – и по цвету, и по звуку. Будут звучать две мои любимые композиции, которые мы перепели. Актриса Анастасия Айтман специально написала красивую колыбельную.

- Умеете читать язык взаимодействия с миром?

- Это же целая книга! Каждый из нас смотрит свой фильм, проходит какие-то свои уроки. Я глубоко уверена, что мир отражает то, что у меня внутри. Если вокруг меня начинают происходить какие-то события, я всегда стараюсь понять, о чем мир говорит со мной.
- И в приметы верите?

- Я, скорее, доверяю интуиции. Есть режиссеры, которые заранее придумывают спектакль. В основном, так делают режиссеры-мужчины. Хотя мой мастер Григорий Козлов и режиссер Юрий Бутусов, под руководством которого я работала 7 лет в Театре Ленсовета, – абсолютные интуиты. Интуиция – мощная вещь.

- Расскажите про работу с Бутусовым!

- Когда он был художественным руководителем Театра им. Ленсовета, я многое от него переняла. А потом ты возвращаешься к себе. Юрий Николаевич говорил мне: «Не бойся не знать». Я иногда вообще не знаю, что буду делать на репетиции. Но когда ты открыт, то становишься проводником идей, смыслов. Именно из такого ощущения, из душевных нитей твоих и артистов постепенно начинает ткаться «здесь и сейчас». Этому меня научил Юрий Бутусов.
- Вас называют нежным режиссером. Почему?

- В какой-то момент, в 2019 году, я вообще хотела оставить театр и уйти в целительные практики. У меня мама врач. Мне интересны моменты целительства, его пути. Я изучала сакральные вещи, люблю йогу. Мне хочется нести свет людям. Это я сейчас секретные вещи говорю. И сейчас в театре мне важно, чтобы я и люди вокруг меня работали «по любви». В этом свете люди раскрываются, и эту любовь можно дальше нести зрителю. И тогда получается светлая целительная история. Это то, что для меня сейчас важно.


События
Made on
Tilda