«Не кричи, мама!»
Независимый проект представил моноспектакль Ксении Коган "Концерт для фортепиано с актрисой" (16+).
«Не кричи, мама!»
Независимый проект представил моноспектакль Ксении Коган "Концерт для фортепиано с актрисой" (16+).
текст: Мария Шамраева
Моноспектакль Ксении Коган "Концерт для фортепиано с актрисой" (16+) проходит на Малой сцене Театра драмы «Творческая мастерская». Эта сцена расположена на первом этаже здания, бывшего когда-то Домом политпросвещения. Сейчас помещение делят Карельская филармония и театр «Творческая мастерская». В спектакле Ксении Коган тоже много подобных наложений. Главная героиня – то ли актриса театра, то ли пианистка, то ли медсестра, то ли продавец беляшей. Из ее монолога, который и составляет основу драматического произведения, мы узнаем много страшных вещей из жизни то ли самой актрисы, то ли ее персонажа.
Спектакль "Концерт для фортепиано с актрисой" поставлен по пьесе Николая Коляды «Родимое пятно», которая входит в цикл «Хрущевка». У героини есть имя – Юлия. Возможно, это единственный момент, который имеет конкретное значение в этой истории. Других имен в рассказе нет. «Доченька», - обращается порой Юлия к кошке, которая из воображаемой живой кошки превращается в фигурку тотемного животного, а Доченька перекликается со страшной историей смерти дочки, которую похоронили 30 лет назад с медяками на глазах. Память героини извлекает подробности утра после похорон, и эта история перекликается с рассказом о свинье, которую зарезали деревенские родственники героини. Мама мыла тарелки, а сейчас она умирает в соседней комнате. Или уже умерла, как знать.
Прием, постоянно смещающий фокус повествования с одного предмета на другой, чаще всего без всяких переходов, хорошо освоен Ксенией. Холодно, холодно, холодно. Актриса буднично перемешивает эмоции, добиваясь среднего показателя между отчаянием и безразличием, деловито впуская зрителей на свою территорию тотального одиночества. Постоянные обращения Ксении к зрителям подчеркивают театральную природу истории. В театре этом тоже неблагополучно: монтировщики пьют, режиссеры спят с актрисами, их помощники – с актерами. Пусто, пусто, пусто.
У кошки из спектакля, как минимум, три жизни: в одной она – живая воображаемая, в другой – неподвижная статуэтка, в третью кошку превращается сама актриса, забираясь не на вымышленный, а вполне осязаемый рояль. Незапланированный монолог кошки углубляет абсурд происходящего. Абсурд, черный юмор и невидимая сентиментальность - непременные спутники пьес Николая Коляды. Стоит уловить авторский настрой, можно манипулировать чувствами зрителей. Например, актриса эффектно исполняет лиричного Чайковского под рассказ о том, как дедушка готовится зарезать свинью, а торжественного Малера – под само действие смерти животного. Страшно, страшно, страшно.
Спектакль проходит в небольшом пространстве и почти интимно сообщается с каждым из зрителей. Кто хотел «переживательного» искусства, получает его тут сполна. Кто любит разгадывать загадки и находить связь клинической истории заболевания и событий в жизни, тоже будет удовлетворен. Кто-то изумится новому образу Ксении Коган, любящей похулиганить. В конце концов, здесь можно просто получить полезную информацию. Вы же знали, что когда вкручиваешь лампочку, нужно смотреть в сторону, чтобы осколки от взорвавшейся лампочки не попали в глаз?


Еще почитать
Made on
Tilda