Шиллер, женщины и гендерные стеретипы

24 мая в Петрозаводске, в зале «Гелиос» отеля «Космос» пройдет вторая часть цикла театрализованных лекций Юлианы Каминской, посвященных образу женщин в классической немецкой драматургии (12+). Речь будет идти о Шиллере и гендерных стереотипах. Не пропустите, это интересно!

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин

Юлиана Каминская — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ, член международных объединений германистики и межкультурной германистики, переводчик. Преподавала в Германии и Австрии. Блестящий лектор. Автор и режиссер театрализованных лекций.

Юлиана Каминская — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ, член международных объединений германистики и межкультурной германистики, переводчик. Преподавала в Германии и Австрии. Блестящий лектор. Автор и режиссер театрализованных лекций.

Юлиана Каминская и актеры Иван Шарый (театр «Цехъ») и Сергей Паньков (театр «Мастерская») уже в третий раз покажут в Петрозаводске лекцию-представление. В ноябре 2023 года темой лекции был Герман Гессе. Об этой встрече читателям «Арки» рассказывала театровед Ольга Ковлакова. 13 мая «АркА» вновь побывала на лекции Юлианы Каминской. Речь шла о драматурге Лессинге, эпохе Просвещения и правах человека. Оказалось, что многие наши представления о правах человека (в частности, правах женщины) родом именно из этой эпохи.
Юлиана Каминская
фото М.Никитин
актер Иван Шарый (театр «Цехъ»)
фото М.Никитин
Сергей Паньков (театр «Мастерская»)
фото М.Никитин
Обычно лекция Юлианы Каминской идет около двух с половиной часов. Для лектора важно, чтобы всё то, о чем идет речь, было понятно не только профессиональным историкам, литературоведам и другим специалистам, а чтобы интересно было и зрителям неподготовленным, впервые, может, пришедшим на встречу такого плана. Актеры, которые разыгрывают перед слушателями отрывки из произведений, о которых идет речь в лекции, используют разные приемы подачи материала. Например, на лекции о Лессинге они проигрывали одну сцену несколько раз, всякий раз переставляя ее главных героев.
лекция Юлианы Каминской, фото М.Никитин
Специально для «Арки» Юлиана Каминская рассказала о жанре своих выступлений, о роли актеров и о том, почему, по ее мнению, в современно театре не идут сейчас пьесы Готхольда Эфраима Лессинга.

- Я начала делать театрализованные лекции около 10 лет назад. Начало было случайным. Однажды ко мне обратились сотрудники библиотеки имени Маяковского в Петербурге и попросили сделать лекцию о Бертольде Брехте с актерами и актрисами Камерного театра Малыщицкого. Мы сделали это, и я вошла во вкус. Мне показалось, что театрализация - это хороший способ и рассказать больше, и сделать лекцию более выносимой. Удобно, рассказывая о сложных вещах, прибегать к актерской помощи.

Сначала я думала, что это – самое главное. Потом я заметила, что через актеров можно показать какие-то интересные вещи, которые не упаковываются в обычную лекцию. Когда мы, лекторы, научно занимаемся какими-то текстами, то видим гораздо больше, чем можно объяснить в два счёта. И тогда я поняла, что могу проработать эти тексты с актерами и помочь им сыграть то, что я не успеваю рассказать на лекции. Или это слишком сложно, чтобы рассказывать. Получается, что актеры могут договаривать что-то за меня.
работа актеров, фото М.Никитин
Лекции часто бывают не для профессиональной публики, и мне всегда хотелось не отделять профессиональную публику от непрофессиональной. Мне хотелось их соединить, подготовив сообщение с разными уровнями восприятия. К тому же, работать с актерами - это большой кусочек счастья, потому что они видят тексты совсем по-другому.

Почему не ставят Лессинга на сцене? Есть сложности в попытке переноса его пьес на сцену. Мне кажется, что он очень сложный драматург, требует большого количества комментариев. Если его показать просто, самое главное ускользнет. Зато он пригоден для театрализованной лекции. Лессинг – отчаянный поздний переживающий просветитель. Он очень много хочет сказать и много говорит. И когда мы читаем, то это понимаем. Сделать это наглядным, значит, утратить значимую часть его высказывания. Я бы не ставила Лессинга по этой причине. Но я подозреваю, что его не ставят по другим причинам. Он не на слуху. Это не Шиллер и не Гёте. Он – автор, который не так известен в нашей стране.
на лекции, фото М.Никитин
Мы можем увидеть в Лессинге много современного. Лучшее сейчас – это гуманистическая традиция, традиция просветительства. На нее хочется опереться. Не сказать, что можно опереться с надежностью (этого не было и у самих просветителей), но это честная опора. В попытке отрефлексировать то, что происходит, XVII век нам пригождается в самых важных аспектах. Самое лучшее сейчас – оттуда. Оттуда эти сомнения, переживания, отчаяние. И оттуда же – пластырь, который мы можем на все это налепить.
на лекции, фото М.Никитин
В пятницу 24 мая в Петрозаводске при поддержке Немецкого культурного центра будет рассказана и разыграна вторая часть цикла «Образы женщин. Из классической немецкой драматургии в современную реальность» (12+).
Начало в 18.30, гостиница "Космос", зал "Гелиос" ВХОД СВОБОДНЫЙ


События
Made on
Tilda