«У паука сплетена крепкая паутинка… Ловушка готова!»
Премьерный видеоклип группы ILMU с песней Langat будет показан на фестивалях в Швеции и Индии.
Текст: Мария Шамраева, фото: ilmu
22 октября петрозаводская музыкальная группа ILMU выпустила новый видеоклип на карельском языке. Песня называется Langat, в переводе – «Нити». Песня входит в новый альбома ILMU - "Mua", который вышел в марте 2024 года.
Съемки клипа проходили в Карелии в 2023 году в Киндасово и окрестностях Гирваса. Видеопроект уже выбран для показа на двух кинофестивалях в Швеции и одном Индии. Кроме того, клип победил в своей категории на шведском фестивале Luleå International Film Festival. Только что группа завершила концертный тур по Эстонии, где представляла Карелию на фестивалях финно-угорской культуры.
Сюжетно и песня, и клип связаны с темой традиционной карельской вышивки. Сакральные символы, имеющие отношение к карельской мифологии, к стихиям и духам, могут создавать фантастические современные интерпретации. В новом клипе ILMU переплетаются потустороннее, мистическое и узнаваемое, родное-карельское. Клип снят в стиле скандинавского кино – с медитативным звучанием и ощущением привычной обреченности в подчинении судьбе.
«АркА» поговорила с одним из участников проекта музыкантом Алексеем Ткаченко.
- Как идея традиционной карельской вышивки обрела такое мистическое звучание? Обычно она воспринимается как радостная: солнышко, петушки, лошадки…
- Песня называется Langat ("Нити"), поэтому мы решили сделать в клипе отсылку к карельской вышивке с ее красными нитями. Традиционная вышивка и символические образы на ней имеют тесную связь с мифологией. Помимо изображений растений и животных, в вышивке использовались образы божеств. Существуют вышивки финно-угорских народов (вепсов, карел, ижоры), а также жителей Русского Севера с орнаментами в виде антропоморфных фигур с поднятыми или полуопущенными руками. Некоторые археологи считают, что на этих северных вышивках фигура изображала богиню Мокошь (Макошь) или какой-то ее аналог. И нам хотелось показать темную и таинственную сущность Макоши. Тем более, она также была богиней прядения, рукоделия, женского хозяйства и даже судьбы.
Алексей Ткаченко
- Как вы выбирали локации для съемок?
- Локации для съемок выбирались в контексте сюжета клипа. Для интерьерной съемки нам нужен был максимально аутентичный деревянный дом, похожий на традиционное карельское жилище конца XIX - начала XX века. Также дом должен был быть удобным для рабочего процесса: установки камер, света, реквизита. Подходящее место нашлось в деревне Киндасово. Натурные съемки проходили в бескрайних сосновых борах в окрестностях поселка Гирвас. Мох, деревья, камни, - все это идеально подошло. Плюс там много пространства и минимум туристов, поэтому никто не мешал нашей работе. Съемки проходили в конце июля при естественном освещении, на закате и на восходе Солнца (в 4 утра). Поэтому нам приходилось ждать и ночевать в лесу, чтобы не разбирать и не собирать каждый раз заново сложные декорации. Также у нас были павильонные съемки в Театре кукол РК, где мы снимали сцены, содержащие большое количество визуальных эффектов.
- Кто выступил в качестве героев клипа?
- Роль карельской рукодельницы, которая весь день вышивала и в итоге уснула без сил на рабочем месте, исполнила Ана Коновалова. В образе таинственной сущности (богини), которую девушка встретила во сне (или в потустороннем мире), выступила Татьяна Ткаченко. В роли жертвы богини - Виктория Флинкман. В клипе открытая концовка, поэтому каждый зритель сам для себя решает, что же это было.
- Кто создавал сам клип?
- Над клипом трудилась большая команда карельских специалистов. Изначальная сценарная идея принадлежит вокалистке ILMU Татьяне Ткаченко. Организационную часть работы взяла на себя продюсер Софья Алексеева, и она же пригласила на пост петрозаводского режиссера Константина Роди. Константин отвечал за постановку, раскадровки, монтаж итогового клипа, частично за сценарий и визуальные эффекты. Оператор-постановщик - Виктор Давидюк, художник-постановщик - Даша Рожина, дизайнер костюмов - Лада Дымкина. Специально для клипа были разработаны костюмы каждого персонажа. Сложнее всего было сделать платье и корону для божества. Также для клипа была специально создана узорная вышивка, над ней трудились эксперты Наталия Кукушкина и Марина Бабалык вместе с Дашей Рожиной и Ладой Дымкиной. Кроме того, в качестве реквизита в клипе использовалась и уже готовая вышивка.
Дальше клип поедет на различные фестивали по всему миру. Он уже попал в конкурсную программу Luleå International Film Festival (Швеция) и Goa Short Film Festival (Индия). Поздравляем музыкантов. Прекрасная работа!