Дом, в котором все «Корошо»

Маръа Малми провела пару дней, согретая лучами Фросиной планеты

вслух!
текст: Маръа Малми
Станислав Востоков. «Фрося Коровина». Издательство «Clever» 6+
В этой книге есть особое предписание: «Для чтения взрослыми детям!» Благодаря этой фразе ты сразу проникаешься особой нежностью к ее создателям, даже еще толком не открыв. Это означает, что ребенок будет не один, а с кем-то из любимых людей. И ему будет уютно и смешно – на двоих. И он сможет задать вопрос и повеселиться над ответом или над родителем, которого он поставит в тупик своим вопросом. Короче, эта книга подарит семье несколько вечеров счастья.
В названии – имя главной героини. Нарочито простонародное имя. Потому что эта девочка считает себя «настоящей деревенской бабой». Ее к такому взгляду на мир бабушка приохотила, с которой они уживаются в огромном старинном доме. Жителям Карелии будет особенно близка эта книга, потому что у нас – поезжайте в Шелтозеро, Большую Сельгу, Кинерму – есть эти памятники деревянного зодчества. Которые выстроены нашими пра-пра-пра… и так далее. И о которых туристам рассказывают их нынешние жильцы.
— Вот они, мои родители, — говорила Фрося, показывая карточки. — Так что я не сирота. Поняли?!
Правда, родители на карточках были так увешаны всяким геологическим оборудованием, что понять, где кто, было невозможно.
— Они исследуют земную кору, — объяснила Фрося одноклассникам.
— У Земли не бывает коры, — сказал троечник Жмыхов. — Только у дерева.
— Бывает, — возразил отличник Петухов. — Она бывает даже у мозга.
— Это только у всяких дураков, — ответил Жмыхов, — которые мало думают. А у тех, кто шевелит извилинами, всё в порядке.
Сам‐то Жмыхов при этом шевелил извилинами не очень и не вылезал из двоек и троек. Учитель называл его «закоренелым». Но правильнее было бы про него сказать «естественный». Жмыхов считал, что зубрить предметы, как Петухов, ниже человеческого достоинства и что знания должны приходить в голову естественным путём.
Фрося была по успеваемости второй после Петухова. И это неудивительно, потому что весь класс состоял из трёх человек.
— Вот они, мои родители, — говорила Фрося, показывая карточки. — Так что я не сирота. Поняли?!
Правда, родители на карточках были так увешаны всяким геологическим оборудованием, что понять, где кто, было невозможно.
— Они исследуют земную кору, — объяснила Фрося одноклассникам.
— У Земли не бывает коры, — сказал троечник Жмыхов. — Только у дерева.
— Бывает, — возразил отличник Петухов. — Она бывает даже у мозга.
— Это только у всяких дураков, — ответил Жмыхов, — которые мало думают. А у тех, кто шевелит извилинами, всё в порядке.
Сам‐то Жмыхов при этом шевелил извилинами не очень и не вылезал из двоек и троек. Учитель называл его «закоренелым». Но правильнее было бы про него сказать «естественный». Жмыхов считал, что зубрить предметы, как Петухов, ниже человеческого достоинства и что знания должны приходить в голову естественным путём.
Фрося была по успеваемости второй после Петухова. И это неудивительно, потому что весь класс состоял из трёх человек.
Если вы случайно подумали, что такая книга интересна детям из глубинки – спешу вас обнадежить. Именно городские дети полюбят ее всем сердцем. Особенная душевность и неторопливость; возвышающий, а не унижающий (как часто сегодня, к несчастью, бывает) юмор; прямота персонажей, но не схематичность; волшебство, которое берется из дыхания каждого, сколь бы мал он не был; меткие детали – ну как это может не зацепить нас, городских, которые устали – УС-ТА-ЛИ – от суеты и бессердечия цивилизации?! Здесь, как в «Маленьком принце», перед нами как бы вращается небольшая планета, которой хватает ровно на то, чтобы там жила Фрося со своими сельчанами, да, пожалуй, влезет еще соседняя деревня, да лесник Филимон, похожий на Франциска Ассизского, да говорящий медведь Герасим, да курица, восклицающая «Корошо!», ну и деревенский пьяница Никанор, из-за которого жизнь для героев пошла наперекосяк.
Столкновение с другими телами вселенной неминуемо вызывает потрясения во Фросином мире. Как только вмешиваются городские, так сразу налаженному, ритмичному дыханию села приходит конец, и нужно собирать друзей, чтобы восстановить разрушенное, «привести в порядок свою планету», вдохнуть в нее жизнь.
Вдруг Никанор вспомнил о Герасиме.
— Совсем забыл! — сказал пьяница. — Тут у нас дикий медведь приблудился, если увидите, гоните отсюда.
— Медведь? — недоверчиво спросил Иван Михайлович.
— Ну да, увидел, что дом пустует, и приблудился.
Омельянов на это ничего не ответил и списал медведя на нетрезвость
Никанора. Где такое видано, чтобы медведи жили в домах, да ещё таких, которые относятся к памятникам архитектуры?
Конечно, если бы он увидел Герасима с лопатой в лапах, он бы переменил своё мнение. Но медведь сейчас спал в погребе и видел сны, такие же сладкие, как варенье в окружающих его банках. А Омельянов был научным работником и в сказки перестал верить ещё в детстве.
— Но как же быть с деньгами? — спросил он. — Музей же должен кому‐то заплатить за дом!
— Нам для хороших людей ничего не жалко, — ответил Никанор. — Давай стольник на пузырь и забирай халупу!
Вдруг Никанор вспомнил о Герасиме.
— Совсем забыл! — сказал пьяница. — Тут у нас дикий медведь приблудился, если увидите, гоните отсюда.
— Медведь? — недоверчиво спросил Иван Михайлович.
— Ну да, увидел, что дом пустует, и приблудился.
Омельянов на это ничего не ответил и списал медведя на нетрезвость
Никанора. Где такое видано, чтобы медведи жили в домах, да ещё таких, которые относятся к памятникам архитектуры?
Конечно, если бы он увидел Герасима с лопатой в лапах, он бы переменил своё мнение. Но медведь сейчас спал в погребе и видел сны, такие же сладкие, как варенье в окружающих его банках. А Омельянов был научным работником и в сказки перестал верить ещё в детстве.
— Но как же быть с деньгами? — спросил он. — Музей же должен кому‐то заплатить за дом!
— Нам для хороших людей ничего не жалко, — ответил Никанор. — Давай стольник на пузырь и забирай халупу!
Помните, был такой автор Юрий Коваль, который написал несказанной красоты повесть про недопеска, Наполеона Третьего? Станислав Востоков не сможет нам его заменить, но он дает нам почувствовать, что эти персонажи, которые заставили нас по-настоящему их полюбить, по-прежнему живы. И будут живы всегда. Особо подчеркну – во «Фросе Коровиной» упомянут Петрозаводск. Ненавязчиво так, как легкое дуновение радости.
писатель Станислав Востоков
Монтейру Лобату. «Орден Желтого Дятла» 6+
Намеренно не указала издательство. Потому что сразу несколько переиздали эту книгу. А начал ее писать бразильский автор ровно сто лет назад, представляете? Ой, вы сейчас закроете сайт, скажете: «ууу, зачем нам такое старье»… Слушайте, я читала эту книгу в своем детстве, которое пришлось на 80-е. Том 61-го года перешел мне из третьих рук, был потерт и пах старыми листьями. И я обожала эту книгу. И как мне было жаль, что сейчас дети уже не знают этого автора. Случайно увидев, что сказочную повесть переиздали, я сплясала самбу.
Там тоже «своя планета», где девочка, ее брат, село и его обитатели. Там все говорят со всеми – рыбы, птицы, звери. Игрушки, предметы. И даже наспех собранные на живую нитку персонажи, которые и не надеялись, что им будет предоставлено слово. А вся эта бразильская экзотика – ммм! Все эти жабутикабы (погуглите), ягуарунди, джунгли, темнокожая нянечка. А эта упрямая кукла Эмилия, которая вьет веревки изо всего, что движется. Всеобщая любимица. Я брала с нее пример.
писатель Монтейру Лобату
Пять лет назад мы познакомились с молодой женщиной из Бразилии. Первое, что я спросила: «У вас много диких обезьян?» (зачеркнуто) «Ты читала Монтейру Лобату?!» И мы бросились в объятия друг другу. Потому что сразу поняли, что у нас было общее детство, хотя мы из разных стран и разного возраста. Вот что такое этот «Орден». Его нужно заслужить, прочитав эту книгу. Но он откроет вам мир. И объятия бразильянок, если уж на то пошло.
А теперь… Вангую! Так называется наша веселая подрубрика. Предлагаем вам выбрать страницу книги (от 6 до 103), а также строку от 1 до 20 (от начала или от конца). И мы погадаем по книге. На этот раз – по книге «Фрося Коровина». Ее автор Станислав Востоков ответит первому, кто напишет комментарий, который будет выглядеть примерно так: «страница ХХ, строка ХХ от конца/начала». Мы хотим, чтобы выдернутые из книг фразы послужили толчком или для предсказания, или для пожелания.
Анна Калашник
В прошлый раз мы ванговали по книге Марии Закрученко «Арабелла». Первым комментарий оставила наша читательница Анна Калашник. Она загадала: «Страница 154, строка 8 сверху». Выбранная фраза звучит так: «Надписи над ними тоже возникают как бы сами собой». Вот что написала Мария Закрученко: «Вы сами пишете книгу своей судьбы, делайте это в сотворчестве со вселенной».
Спасибо автору, спасибо нашим читателям! Ждем ваших комментариев, пожеланий и предложений.

Ваша Маръа Малми.


События
Made on
Tilda