«Сова Минервы вылетает в сумерки»
В «Арт-Проспекте» открылась новая выставка.
текст: Наталия Крылова
Одна из целей выставки «Смотри и учись» – идея визуализации непрерывного творческого образования: от детской художественной школы через среднее и высшее образование – к свободным мастерским. Повелительное наклонение в названии несёт энергию приказа. Архитектура выставочного зала диктует линейный маршрут: каждая ниша – следующая ступень освоения профессии.

6 октября на новой площадке Музея изобразительных искусств Карелии «Арт-Проспект» (бывший «Vыход») открылась выставка «Смотри и учись», посвященная карельским художникам-педагогам и их воспитанникам.

Название «Смотри и учись» - многозначное. Только часть профессии – работа зеркальных нейронов: смотри на мастера, но не забывай смотреть и по сторонам. Учитель задаёт настройки оптики, но всё, что видишь, – твоё. Смотри и учись, то есть, по шагам формируй своё собственное творческое мировозЗРЕНИЕ.

Художника образует всё: прочитанные книги, услышанные лекции, увиденные шедевры, испытанные трудности, случайные встречи, путешествия и полночные разговоры с друзьями. Человек, творчески смотрящий на мир, переплавляет все внешние и внутренние события в тигле собственного опыта и восприятия. И чем разнообразнее и полнее поток льющихся в котёл впечатлений, тем больше ёмкость для переплавки, крупнее масштаб личности художника.

От одного экспозиционного подпространства к другому посетители идут путём становления художника. Однако эта линейность кажущаяся, и на самом деле реальный сценарий выставки гораздо интереснее.

Блок первый: Детская художественная школа
На каждой ступени тема учителя и ученика раскрывается по-разному: четверо представителей ДХШ – сами и нынешние учителя, и бывшие ученики. В этом блоке – спектр творческий устремлений выбранных преподавателей. Сдержанные и лаконичные одноцветные работы Анны Грязновой контрастируют с декоративным видением мира в картинах Нелли Григорьевой. А лёгкие воздушные акварели Ксении Трофимовой совсем иные, чем насыщенные водой Ирины Перегородиной.
Блок второй: Карельский колледж культуры и искусств
Колледж представлен преподавателем и нынешним главой «Графической мастерской» Игорем Котуковым. В этом же блоке находятся листы и готовые работы его учителя Аркадия Морозова. И потому именно этот блок выставки и становится её кульминацией. Картины Аркадия Морозова – трансгрессоры: они словно перебрасывают зрителя в иную реальность, увлекают в лабиринт вопросов истины и лжи, добра и зла, кажущегося и настоящего.

Рассматривать работы Морозова – это не только видеть ритмы, линии, формы, но и считывать встающие за ними символы, метафоры и образы. Перед витриной с печатными досками Аркадия Морозова сокуратор выставки Анна Кучерова рассказывает как о технике офорта, так и о динамике и образах «Пожара», вспоминая и хоррор, и песню Гребенщикова «Этот поезд в огне» и гегелевскую цитату «Сова Минервы вылетает в сумерки». А ведь и впрямь офорты – это процарапывание «серым по серому»…

И тем более удивительно, что Игорю Котукову в его «Интерьерах» удаётся передать ощущение залитой солнцем мастерской: кажется, что видишь даже прыгающих солнечных зайчиков.

Работы Дины Четвертной из серии «Метаморфозы» обращены к пространству памяти. Запечатлены как моменты воспоминаний общего культурного кода страны: Новый год, ходики, ёлка, коньки, журнал «Юность», так и выпавшие белые пятна. Игорь Котуков и Дина Четвертная – продолжатели дела своего учителя: печатной графики советского периода. Главной становится тема преемственности: наставник ушёл, но его воспитанники сохранили и развивают принципы «Графической мастерской» и передают их дальше – своим ученикам. Выходишь из блока, словно из питерской «Эрарты» или московского «Гаража».
Блок третий: Петрозаводский государственный университет

Здесь - работы преподавателей кафедры «Технологии, изобразительного искусства и дизайна» Елены Тимофеевой, Бадри Топурия, Максима Кошелева и ушедшего Валерия Кошелева, а также их учеников. Тут ещё один аспект взаимоотношений ученика и учителя: как творчество учителя преломляется в творчестве ученика.

Тёплые краски работ Бадри Топурия «Концерт» и «Во время локдауна» превращаются в «Девочке с голубем» его ученицы Екатерины Фрейман в дерзкие, как у Франсуазы Нилли, сочетания цветовых пятен. В неброских холодных работах другой его ученицы Ярославы Роганиной так выстроена перспектива, что они словно затягивают зрителя внутрь картины – независимо от того, хочется ему там оказаться или нет.

Скульптура Елены Тимофеевой представляет расколотую надвое лодку, но называется «Из жизни поморского карбаса», то есть, предполагается, что жизнь его ещё не завершена. «Нарцисс» Виктории Кудрявцевой только раскрывается, он не смел и горд, а скромен, а «Поток» Александры Ларюшкиной взмывает вверх. Задорны терракотовые дощечки Деворы Никитенковой и Райана Кернеса.

Легендарное художественно-графическое отделение Педагогического училища №2 не раз возникало на этой выставке в описании пути того или иного художника. По словам Анны Кучеровой, пейзаж с Пегасом и видом на деревянные домики Валерия Кошелева написан из окна кафедры худграфа. Тоже необычная перекличка.

Плакатная дизайнерская работа Максима Кошелева «Моя Карелия» выросла, возможно, из цветоведческих полотен Натальи Кошелевой и цветной бумагопластики Валерия Кошелева.
Развязка: свободные мастерские
Студия Павла Полякова представлена как работами учителя, так и работами художниц, которые обучались в его студии. В мастерской художника взаимоотношения ученика и учителя – в поиске себя и выходе за пределы ученичества.


К счастью, работы Кайи Юган, Вероники Косолаповой, Надежды Першиной и Регины Морозовой не похожи ни на работы учителя, ни друг на друга, хотя натюрморты Першиной и Косолаповой столь же подробны и тщательны, как и Павла Полякова. Ученицам тоже удалось вдохнуть жизнь в неживые предметы. Портрет собаки с глубоким взглядом представлен на картине «Борзая» Кайи Юган.

Интересна работа Регины Морозовой из серии «Двери». Три двери одной величины, но центральная комнатная дверь – белая и чистая с детскими рисунками воспринимается как ребёнок, а по бокам от неё квартирная и подъездная двери – как мама и папа. На последних время уже оставило свой след.

Наставничество и ученичество – тема неоднозначная. Кто лучший ученик? Тот, кто остаётся верен своему учителю, или тот, кто отвергает наработки учителя, имеет смелость искать в другом направлении и становится самобытным художником? Лао Цзы считал: «Когда ученик готов – учитель появится. Когда ученик действительно готов, учитель исчезнет». Выставка «Смотри и учись» – ещё один повод подумать над этим вопросом.


Еще почитать
Made on
Tilda