«Иван Михеич и тайная комната»
Выставка «Дыхание кисти» в музее «Кижи».
текст: Наталия Крылова
Выставка «Дыхание кисти» в музее «Кижи» наследует предыдущей выставке «Небесное послание» не только в теме, но частично и в оформлении: обе экспозиции накрывает один и тот же шатёр с чёрно-белыми «небесами». Это вполне закономерно, ведь выставка посвящена династии космозерских иконописцев Абрамовых, и в её экспозиции есть не только клиновидные иконы «небес» из часовни Николая Чудотворца деревни Мелойгуба работы Михея Ивановича и Ивана Абрамовича, но и фильм о реставрации одной из этих икон – той самой, с расстрелянным ангельским ликом. Автор выставки – ведущий научный сотрудник музея «Кижи» Ирина Набокова, дизайнер – Наталья Егорова.
Выставка «Дыхание кисти» состоит из трёх частей, каждая из которых несёт свою семантическую нагрузку.


Первая часть выставки – это иконы кисти Абрамовых, то самое «дыхание кисти». Мастерская Абрамовых действовала на протяжении целого столетия. Мастера выполняли как общественные, так и частные заказы, поновляли старые иконы, а также расписывали прялки, дуги, сани и другие предметы быта. Руководителем мастерской до начала 1910-х годов был Михей Иванович. Дело было поставлено на широкую ногу, заказов было много, краски для икон выписывали из столицы. Ирина Набокова особо отметила, что Абрамовы были знаменщики – иконописцы высокой квалификации, которые в конце работы имели право чертить знаменье, то есть вдыхать жизнь в икону.
Предположительно, становление космозерской иконописной мастерской связано с гонением на обитателей общины Данилова монастыря: выходец выговской иконописной школы Иван Аверкиев поселился у Абрамовых и передал Михею Ивановичу азы иконописи. Конечно, освоение столь технологически и творчески сложного дела не могло быть не на пустом месте: космозерская волость была признанным центром иконописной традиции. Согласно Ларсу Петтересону, Иван Аверкиев жил тогда у Абрамовых всего шесть недель. Интересно и такое совпадение: экспроприация земельных владений Выгорецкой киновии состоялась в 1848 году, и в этом же году Михей Иванович выполнил свою первую большую работу – расписал часовню в деревне Палтега. Начинающему живописцу было всего 18 лет. Сын его, Иван Михеевич, работавший подмастерьем отца с 12 лет, самостоятельно стал писать иконы уже в зрелом возрасте.

Сохранена и артибутирована малая часть наследия Абрамовых. В экспозиции представлены иконы как из домашних иконостасов, так и из заонежских храмов и часовен.
Клиновидные иконы «небес» из часовни Николая Чудотворца деревни Мелойгуба Кондопожского района становятся эмоциональным центром экспозиции. Особенное впечатление производят следы от пуль на одной из них...


Иконы «небес» Никольской часовни писаны Михеем Ивановичем и Иваном Михеевичем в 1890-1895 годах. На зелёном фоне в полный рост изображён стоящий на ярко-розовом облаке ангел с тёмно-красными крыльями. Над ангелом в тонах облака херувим. На части икон внизу в тонах крыльев ангела серафим. Декоративную окантовку из тёмно-синих облаков дополняют золотые квадратики звёзд. На каждой из сохранившихся икон композиция имеет одно и то же ритмическое и завершённое цветовое решение, хотя у половины ангелов одеяния сияющие, почти оранжевые, а у половины – зелёные. А вот оттенки выражений ликов самих ангелов разные: то суровое, то спокойное, то жалостливое, то немного удивлённое… И всё это в рамках традиционных прорисей.


Подписная икона «Чудо Георгия о змие» создана Иваном Михеевичем в 1911 году, и несмотря на свидетельства, что иконы он начал писать поздно, это работа зрелого мастера, в которой прослеживаются традиции северной иконы. Яркие насыщенные краски, смелые колористические решения, гармоничные цветовые переходы. Икона «Св. Зосима, Герман и Савватий Соловецкие» может быть свидетельством, что Иван Абрамов совершал паломничество в Соловецкий монастырь. Какое-то время мастерская Абрамовых работала и после революции: «Богоматерь Казанская» писана Иваном Михеевичем в 1924 году. Икона «Господь Вседержитель» XIX века из дома Абрамовых становится мостиком от первой ко второй части выставки.
Вторая часть выставки – мемориальная: она даёт представление о быте как конкретной семьи изографов Абрамовых, так и о высокой культуре старообрядцев Олонецкой губернии в целом. Толстые книги кириллической печати XVII–XVIII веков, личные вещи мастеров, предметы быта, инструменты, мебель. Известно, что Михей Иванович занимался переплётным делом, а его мастерская принимала заказы не только на роспись, но и на резьбу по дереву. И в экспозиции мы видим то самое единство красоты и пользы: росись на дугах и санях, витой амбарный замок, собранный из лоскутков староверческий молельный коврик. Вторую часть выставки и третью соединяют фотографии космозерского дома Абрамовых и самого Ивана Михеевича. На фото 1942 года – хрупкий узкоплечий крестьянин с бородой и выцветшими до прозрачности глазами. Таким иконописца увидели и запечатлели финские исследователи Ларс Петтерссон и Ойво Хелениус.
Третья часть выставки – тайная комната: мастерская иконописца. И дело не только в том, что экспозиция построена таким образом, что даже в небольшом зале её оформление видно не сразу. Иконописный образ – культовый предмет, и написание иконы есть духовная тайна связи человека и Бога. Иконописная мастерская в доме была святым местом, куда досужих гостей не допускали. В жилых комнатах икон никогда не писали, а в мастерских никогда не жили. Так было и у Абрамовых. В конце 1920-х годов иконы, книги, оборудование и заготовки были вынесены на чердак дома – «вышку», где их и увидел Ларс Петтерсон. Он писал в археологический комитет: «Было бы важно заполучить … в музей иконописную мастерскую, в которой посетители музея могли бы познакомиться с атмосферой изготовления икон на различных этапах. <…> Обращаю внимание, что, например, в русских музеях, насколько известно, подобной художественной мастерской не имеется».
И хотя аутентичное оборудование мастерской Абрамовых оказалось утрачено, мечта исследователя воплотилась в реальность. На выставке «Дыхание кисти» с помощью фотографий и рисунков Ойво Хелениуса и переданных в дар музею внучкой Ивана Михеевича Натальей Подгорной сохранившимся вещам воссоздана атмосфера святой святых – мастерской иконописца. Среди настоящих краскотерки, ступы, плиты для растирания красок и баночек с пигментами стоит и современный электронный микроскоп: с его помощью можно рассмотреть на экране монитора состав краски.
На выставке «Дыхание кисти». фото М.Никитин
В жизненном и творческом пути Михея Ивановича и Ивана Михеевича Абрамовых соединились старое и новое, традиция и новаторство, раскол и православие, случайность и закономерность, чудо и обыденность. Выставка «Дыхание кисти» даёт возможность каждому прикоснуться к миру богатой заонежской культуры.


Еще почитать
Made on
Tilda