ВЫХОД ИЗ-ЗА ПЕЧКИ

В Музее-заповеднике «Кижи» открыта выставка «Изразцы царские и пролетарские» (6+), после посещения которой вам точно захочется все узнать про изразцы и, может, начать собирать собственную коллекцию.

Текст: Мария Шамраева, фото: М. Никитин

Выставка «Изразцы царские и пролетарские» основана на экспонатах коллекции музея-заповедника «Коломенское». Всего в коллекции около 16 тыс. предметов керамики, на нашей выставке представлено около 100 экспонатов, по-своему ярко характеризующих стиль и эпоху изразцового (в старину говорили «изразечного») искусства. Экспозицию органично дополняют керамические и иные предметы из коллекции музея-заповедника «Кижи», а также скульптурные работы карельских мастеров-керамистов: Елены Тимофеевой, Романа Леонтьева, Айли Питкя, Юлии Гущиной.

Выставка стала ответным шагом в партнерстве музеев. Ранее в «Коломенском» была представлена выставка «Город золотой» - проект музея «Кижи».

Задача новой экспозиции познакомить нас с красотой изразцового искусства, его особенностями в разное время и в разных регионах страны, показать, как хорошо искусство объединяет людей, связанных поиском нового: тем, форм, технологий.
Гидом «Арки» по выставке становится куратор экспозиции Екатерина Рычкова. Она рассказывает о том, что идеей выставки было не только показать путь становления изразечного искусства, но и представить его в контексте времени и локаций. Так на выставке есть предметы, которые выявляют связь между Московской и Олонецкой губерниями. Речь идет, например, о лемехе. Вот лемех из Олонецкой губернии, деревянный, а вот – керамическая плитка в форме лемеха, которую использовали в центральной части страны.

- Очень хотелось в эту выставку добавить не только как можно больше прошлого, но связать ее с настоящим и будущим. Поэтому в экспозиции представлена керамика современных мастеров. Вот, например, керамический лемех XXI века, который создала художник-керамист Ульяна Мишина. Он, как и работы Елены Тимофеевой, выполнен в технологии дровяного обжига, которая подразумевает погружение предмета после печи в органические материалы: листья, солому, опилки. С помощью остывающего жара и пепла на предмете вырисовывается совершенно уникальный рисунок. То есть фактически действительно пепел рисует поверхность изделия. Этой технологией пользовался и Михаил Врубель. Мне прямо представляется такая картина: Михаил Александрович стоит у глубокой ямы в земле, вынимает из печи маску львицы или какой-то фрагмент изразца и погружает ее в сухие листья, - говорит Екатерина Рычкова.
Общий контекст выставки – хронологический. Мы можем увидеть, как от века к веку менялось изразцовое искусство – и по сюжетам, и по формам, по колориту и особенностям технологического процесса.

Нам стало интересно, делали ли изразцы у нас на севере.

- На севере, конечно, делали печи, но их чаще всего не облицовывали, и только в самых дорогих домах печь облицовывали белыми изразцами, то есть, просто белой плиткой (например, в доме Ошевнева на острове Кижи). В Москве или Ярославле, купеческих городах, домовладельцы, чтобы продемонстрировать богатство, делали в доме какие-нибудь мраморные стены и полностью облицовывали изразцами печь. Дома могли проходить какие-то встречи, переговоры, приходили гости, и нужно было показать, что семья обеспеченная. Богато украшенная печь - залог демонстрации богатства, состоятельности хозяина на несколько поколений, - рассказывает куратор выставки.
Хотя изразцы использовались не только в домашних, но и в дворцовых интерьерах, и в церковном строительстве, где тоже необходимо было подчеркнуть значимость каких-то покоев. По словам Екатерины Рычковой, мастера делали и иконы на изразцах. Популярными также были сюжеты с христианской символикой, херувимами, надписями «Сила Господня с нами» и другими.

На выставке можно увидеть не только печные изразцы, но и печные крюки, а также печные дверцы, которые были выполнены на Александровском заводе.  Катание на саночках - распространенный сюжет для печной дверцы.

- Ежедневно растапливая печь, человек настраивался на какие-то позитивные мысли, это тоже было очень важно, - считает куратор.
Изразцы условно делятся на печные и архитектурные. Архитектурные, как правило, крупнее, они встраиваются в стену. Печные изразцы могут быть иметь разный вид. Есть изразцы плоские, как плиточки, есть рельефные, есть карнизные для круглых печей и другие.  

Особо интересно рассматривать изразцы с сюжетами. Вот изразец, где Самсон раздирает пасть льву. Вот человек, очень похожий на дворника Пиросмани. Есть комплект изразцов с изображениями единорога, птиц, роскошных цветов. Вот целая галерея иллюстрации нравоучительных высказываний, философских сентенций. До конца XIX века авторство изразцов никто не фиксировал, обозначалась только мастерская.
Зерно выставки - работы Михаила Врубеля. На выставке представлены созданные им изразцы и большая «Маска ливийского льва» с кристаллическими гранями.

- Понятие кристалла было важным для Михаила Александровича. Кристаллизация так или иначе присутствует у него у во всех работах. Он писал, что сам мир похож на кристалл, он так же растет и развивается. И здесь вот эта кубистическая такая манера тоже связана с какой-то минералогией. Как будто бы сама земля создала, а потом выбросила на поверхность вот этот удивительный самородок – маску льва. Очень эффектно, да, - рассказывает Екатерина Рычкова.
Финальная часть экспозиции – работы Давида Ципировича, известного советского художника-керамиста. Его вклад в развитие художественной керамики, в возрождение майоликовой росписи неоценим. Здесь - портреты известных людей (включая Шоту Руставели), героических личностей, людей труда, спортсменов.

- В 1940-е, 50-е годы тема портретов людей труда была актуальной. Очень важно было подчеркнуть, что каждый должен для страны отработать свой хлеб. Мы очень рады также, что удалось привезти макет рельефа, который украшает станцию Таганская в Москве. Панно называется «Танкисты». В конце 1940-х, конечно, важно было еще рассказывать о военных подвигах солдат, - рассказывает Екатерина Рычкова.
Отдельный раздел выставки – керамика, обнаруженная археологами, и керамические предметы более позднего времени. Например, можно увидеть осколок керамического предмета, созданного в 5 тысячелетии до нашей эры.   

- Мы видим, что в средние века в Карелии уже строили печи и использовали изразцы. Некоторые из них были с белой глазурью и даже с какой-то росписью, - сообщает наш проводник.
У входа на выставку нужно обратить внимание на две витрины. В одной из них представлены работы студентов ПетрГУ, в другой – работы Романа Леонтьева (Олонец), известного художника-керамиста. Не проходите мимо них!

Выставка будет работать до конца февраля.
События
Made on
Tilda