«Нехотя вспомнишь и время былое…»
В Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка «В кругу семьи», объединяющая работы художников, живших в разное время и работавших в совершенно разных стилях и жанрах.
текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Формальная привязка к теме семьи иногда обнаруживает в этом объединении некоторые открытия, иногда вызывает вопросы, удивляет то нежностью и искренностью, то непонятным романтическим заходом в советское прошлое.
О концепции выставки на вернисаже рассказала ее куратор Людмила Никифорова. По ее словам, каждый из четырех залов выставки представляет работы на определенную семейную подтему. Например, в самом первом зале общая атмосфера – приподнято-возвышенная. Здесь и «Ожидание» Бориса Кукшиева, и «Свадьба» Олега Лебедева, и «Над Волгой» Петра Ивановского. Продолжают историю две работы на «производственную» тематику. Центральное место в зале занимает внушительных размеров работа «Молодые» Станислава Торлопова – прямая отсылка в романтическое советское прошлое, знакомое по кинофильмам и книгам о строителях нового будущего. Удивительным образом все это возвращается в нашу жизнь безо всякого временного зазора.
Другая история про советское детство показана в третьем зале, центр которого – работы Владимира Канделаки. Людмила Никифорова говорит, что их показывают в Музее изобразительных искусств РК впервые. В многофигурной композиции «Предпраздничный день» он объединяет свои воспоминания (и посвященные им работы) о дворовых играх из своего детства в Тбилиси. Рассматривать происходящее интересно, элементы фантасмагории помогают нам не только увидеть вещи, казавшиеся главными послевоенном городе, но и художественно подчеркивают дистанцию между героями и зрителями.
Здесь же выставлены офорты Аркадия Морозова: «Полночь», «Молоко», «Воз сена». Они наполнены явными и скрытыми символами, замешаны на снах и яви.
художник Виктория Зорина, фото М.Никитин
О детстве, связанном с реалиями послевоенного Петрозаводска, рассказывает в буквальном смысле художник Борис Акбулатов. Можно присесть на стул, взять наушники и послушать его подробное описание впечатлений мальчишки того времени. Рисунки Бориса Равильевича представлены в электронном виде.
Куратор выставки рассказывает о собственных расследованиях, посвященных установлению родственных взаимосвязей между авторами работ и их героями. Последний зал как раз посвящен таким семейным художественным династиям. Вот, например, художник Гурий Захаров изображает жену и дочь в «Гурзуфском семейном портрете». Тут же выставлена работа жены-скульптора Татьяны Соколовой. Тут же дочь Наталья с графической гурзуфской работы вырастает и сочиняет картину про то, как ее мама заплетает дочку Анастасию, которая тоже становится художником.
На то, как относились к теме семьи в дореволюционные времена, намекают работы художников того времени: «За книгой» Ивана Козакова, «Мальчик с собакой» Карла Лемоха, «Обступили» Ивана Пелевина и другие. Современником зрителя – художник Игорь Котуков. На выставке можно увидеть линогравюры Котукова из серии «Ctrl+x», посвященные воспоминаниям о костюмированном празднике в детском саду.
Узнать подробнее об авторах, их увлечениях и методах работы можно из описаний в этикетках. Это делает знакомство с темой более предметным.

Выставка «В кругу семьи» открыта до 12 мая.


Еще почитать
Made on
Tilda