К КАМЕННЫМ В ГОСТИ

Общаться с великанами Маръа Малми тренируется на деревьях

вслух!
текст: Маръа Малми
Станислав Востоков. «Коза и великаны». Издательство «Волчок» 12+


«Пустоглазые дома вырастали из зелёных волн, как призраки. Посёлок был похож на удивительный остров, который ненадолго поднялся из пучины поглядеть, что творится в мире, ничего нового не увидел и вот-вот скроется с глаз». Прочла эту книгу, как большой подарок к Новому году. Хотя она вышла гораздо раньше. Козой называют девочку Соню, у которой фамилия Козлова. Эта решительная девочка садится в автобус и уезжает из своего детдома туда, где никто не живет.

До чего нужно довести ребенка, чтобы он предпочел одиночество в тайге – мы, как взрослые читатели, можем об этом порассуждать. Но здесь об этом и не говорится особо. Ребенок предпочел свободу, и фокус теперь не столько на причинах, сколько на этой ребенкиной жизни, удивительной, основательной, настоящей.
Но, конечно, Козе посчастливилось узнать, что в этом одиночестве живут и другие люди, хотя и не в самом поселке Тикан-Тикад, а рядом. У них уклад другой, у них язык другой, у них связь с вещами другая. Но и связь с городской девочкой, которой удалось не утратить ощущения, что она всего лишь частичка природы, эти люди легко могут установить.
— Почему ты так не любишь животных? — спросила Коза. — Орёшь на них, стреляешь...
— Почему не люблю? — ответил Вадё. — Люблю. Но звери сделаны, чтобы отдавать нам своё мясо и шкуры.
— Сделаны? Кем?
— Тем, кто сделал человека.
— Да? А человек тогда для чего?
Однажды Коза задала этот вопрос ЗэПэ и сразу была отправлена мыть девчачий туалет. Но у Вадё и тут был готовый ответ.
— Человек должен смотреть за своей землёй, чтобы порядок был. Если хорошо смотрит, ему и живётся хорошо. А если плохо, то болеет, и семья у него плохая.
— В смысле?
— Жена плохо еду готовит, дети не слушаются, олени дохнут. А сам человек водку пьёт.
— Как у тебя всё просто!
— Просто и есть. А ты думаешь слишком много. И потому тебе плохо.

Мы, наверное, в детстве все так или иначе мечтали «выйти из зоны комфорта». В одночасье стать самостоятельными, рвануть на край света, сполна хлебнуть настоящей жизни. Каким-то седьмым чувством, будучи маленькими, мы способны уловить, что замечание в дневник, потерянные ключи, опоздание на секцию, не первое место на конкурсе, и даже то, что учитель придирается или мама, не разобравшись, орет – все это такая ерунда на самом деле.
Станислав Востоков, фото: ВК
Подспудно мы понимаем, что настоящее – в другом. Очистил ли ты свою планету от баобабов, полил ли свою розу, отвернулся ли от лиса. И в этой книге рассказывается вовсе не о том, что бы нас ждало, сбеги мы из дома, не о том, чем кончаются такие приключения (хотя и этой приземленный слой реальности тоже есть). В этой истории упор на глубине – связь с природой, связь с историей, переплетение корней сегодняшнего и пра-пра-пра…И от этого невольно задумываешься, а почему же мы сегодня не замечаем этого переплетения? Ведь если даже неглубоко копнуть – эти корни почти на поверхности.
Коза обогнула гору и запрокинула голову, разглядывая лицо своей подруги. Даже не догадаешься, что эта мешанина из выступов, ям, трещинок, наплывов, сколов и есть лицо.
— Привет! — крикнула Коза. — Я пришла!
Высоко-высоко распахнулись глаза-дыры, похожая на кривоватый конус голова слегка нагнулась, чтобы увидеть, кто там кричит. Потом открылся рот-пещера, и оттуда, как в прошлый раз, вырвались засидевшиеся внутри птицы.
С радостными криками они стали кружить по долине в погоне за насекомой мелочью. Грида улыбнулась. Правда, её рот не растягивался и глаза не делались у́же, как бывает, когда улыбаются люди, но всё же Коза ясно читала на каменном лице улыбку. Горе было приятно, что Коза пришла.
А что тут за великаны? Это самая таинственная часть книги. Вы подумали уже, что это фигура речи? Великаны здесь и оставшиеся от поселенцев-немцев пустые дома, которым даже имена можно придумать. Но главные великаны здесь горы, и они с героями говорят, они с ними взаимодействуют, дружат и пугают, защищают и разрушаются об людей. Об нас.

Благодаря этим горам вдруг приходит осознание того, что и мамонты, и то, что было в прошлом веке – это все не так уж далеко, это об нас по-прежнему преломляется. И все наше будущее будет зависеть от того, как мы сквозь себя пропустим это прошлое.
Книгой Станислава Востокова хочется надышаться. Я бы сказала, что она о любви. Ко всему живущему. А любовь – это всегда воздух, желание дышать. Ощущения, что книга сама дышит, живет своей тихой наполненной жизнью, даже когда мы к ней не прикасаемся, добавили картинки художницы Кати Толстой.
Вольфганг Херрндорф «Гуд бай, Берлин!» Издательство «Самокат» 16+
Эта книгу Херрндорфа была опубликована в 2010 году, и с Востоковской «Козой» она созвучна вот чем – сколько же в мире удивительного, если присмотреться! Сколько чуда может дать этот мир, если просто попробовать жизнь на вкус.
Вольфганг Херрндорф
Двое парней (один из них мигрант) отправляются колесить по стране. У них есть цель – страна Валахия, но такой нет на карте. Приключения тут ух непростые, ведь и машина, на которой они едут, им не принадлежит, и всего им по четырнадцать лет, и сами они резкие и дерзкие. Малость начинают шевелиться волосы на голове, когда задумываешься – а что, если за рулем был бы мой подросточек… И тем не менее – эти дерзкие парни никому зла не желают и не причиняют. Напротив, они выручают тех, кто попадается на пути. Они умеют найти общий язык со странными персонажами.

В этой книге приключения заканчиваются болезненно, а вот сама история – нет. Это и роуд-муви, и роман взросления, переосмысления некоторых пока не уложившихся в голове вещей. После всего пережитого каждый из ребят будет помнить, что эти каникулы были в их жизни, и это то, настоящее, что они сохранят навсегда. По книге снят очень неплохой фильм с одноименным названием, посмотрите.
А теперь… Вангую! Так называется наша веселая подрубрика. Предлагаем вам выбрать страницу книги (от 6 до 190), а также строку от 1 до 20 (от начала или от конца). И мы погадаем по книге. На этот раз – по книге «Коза и великаны». Ее автор Станислав Востоков ответит первому, кто напишет комментарий, который будет выглядеть примерно так: «страница ХХ, строка ХХ от конца/начала». Мы хотим, чтобы выдернутые из книг фразы послужили толчком или для предсказания, или для пожелания.
Валерия Ваян, фото: ВК
В прошлый раз мы ванговали по книге Анастасии Морозовской «Кладбище в кустах». Первым комментарий оставила наша читательница Валерия Ваян. Она загадала: «Страница 12, строка 7 от начала». Выбранная фраза звучит так: «на столе — журналы и книги об акварельной живописи». Вот что написала Анастасия: «Скоро в вашу жизнь войдёт человек, как тихий гость, принесший с собой нечто неуловимо важное — ту самую краску, которой всегда не хватало для полноты картины. Он наполнит будни неожиданной радостью, словно напомнит о давно забытом. А может быть, это вы станете тем, кто преобразит чей-то мир, сделав его богаче, глубже и ярче».
Спасибо автору, спасибо нашим читателям! Ждем ваших комментариев, пожеланий и предложений.

Ваша Маръа Малми.


События
Made on
Tilda