Остался жить на свете да мучиться
В Театре драмы "Творческая мастерская" прошла премьера спектакля по пьесе Островского "Гроза". Несмотря на то, что режиссер дал ему название «Катерина», главным героем постановки становится Тихон Кабанов.
Остался жить на свете да мучиться
В Театре драмы "Творческая мастерская" прошла премьера спектакля по пьесе Островского "Гроза". Несмотря на то, что режиссер дал ему название «Катерина», главным героем постановки становится Тихон Кабанов.
текст: Наталия Крылова
Город Калинов в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Гроза» в постановке Сергея Стеблюка в Театре драмы РК «Творческая мастерская» – сплошь скамьи да заборы: вроде жители и таятся друг от друга, да только вся жизнь на виду. Постановка логично выстроена, персонажи точно разведены на свои точки, режиссёрские мизансцены продуманны и считываются залом, но спектакль выглядел бы излишне подробным, медленным и предсказуемым, если бы не…
Спектакль "Катерина", фото: М.Никитин
Несмотря на название «Катерина», главным героем постановки становится Тихон в исполнении Никиты Чернова. Остальные рассказывают эту историю, а Кабанов Чернова – проживает. От выхода к выходу он претерпевает наибольшее изменение, каждый раз персонаж открывается с другой стороны, но всегда остаётся живым и интересным зрителю. В монологах Тихона Никиты Чернова возникают новые интонации и смыслы, и хрестоматийные реплики Островского начинают звучать по-новому. Даже излюбленный жест Тихона-Чернова – грозить пальцем – тоже выглядит разным: то укоризненно, то отчаянно, то карикатурно. Ни в одной своей сценической оценке актёр не повторяется.
В отличие от Катерины (Евгения Верещагина) и Бориса (Никита Вишнёвкин) Тихон – плоть от плоти душного городка с его жестокими и бесчеловечными нравами: сын Кабанихи (Галина Пелевина), собутыльник Дикого (Евгений Терских), собеседник Кулигина (Дмитрий Максимов, Александр Галиев). Этот Тихон умный, ни во что не верящий, от всего уставший, и потому покорный. Безвольная жертва обстоятельств, выбравший «казаться», а не «быть», он, тем не менее, остаётся сценически обаятельным персонажем.
И другие герои более всего раскрываются в общении с Тихоном-Черновым. Прежде всего, конечно, Кабаниха и Катерина. Мать по-своему любит сына, но не прочь его при всех унизить, Катерина жалеет мужа, но не уважает, а лукавая сестра (Елена Димитрова) вообще ни во что не ставит. Несколько мизансцен выстроены так, что Тихон является зримым буфером между матерью и женой, и когда он уходит, они замирают друг напротив друг. Отсутствие Тихона на сцене ощущается как зияние. Впрочем, зрителям не дают о нём забыть.
Даже если у персонажа нет диалогов и прямого общения с Тихоном, зал считывает отношение к нему. Вот Глаша (Дарья Фоломеева) собирает Тихону чемодан и прижимает его вещички к груди, и зрители понимают, что она давно и, скорее всего, безнадёжно влюблена в хозяйского сына. Страдающий от своей натуры Дикой в исполнении Евгения Терских становится одним из самых органичных и живых персонажей городка Калинова и вызывает зрительское сочувствие. У Тихона нет друзей, но то, что его принимают в доме Дикого-Терских, и гневливый хозяин не считает зазорным выпивать с Кабановым, делает ему честь. В то время как живущий по пацанским законам гопник Кудряш (Михаил Третьяков) находится с Тихоном словно в параллельных вселенных.
Любовные сцены трёх пар – Варвары и Кудряша, Катерины и Бориса, Марфы Игнатьевны и Савёла Прокофьевича выстроены синхронно: трое женщин из дома Кабановых, трое мужчин из дома Диких. Но отсюда судьба их начала сильно разниться...
Спектакль "Катерина", фото: М.Никитин

Сам не зная того, во время грозы Тихон подначил Катерину, и она открывается при всём честном народе. Это событие сценически почти не затрагивает Катерину, но полностью переворачивает Тихона. В пятом действии Чернов настолько точно играет пьяного отчаявшегося человека, что зал буквально впитывает каждое его слово: тут и великая тоска русской души, и великое её же фиглярство.
Сложная финальная сцена «Хорошо тебе, Катя!» сыграна артистом без переигрывания и фальши. История Катерины завершилась, история Тихона – «Я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» – продолжается. И экстраполируется не только на городок Калинов, но и на весь зал, который в качестве Волги включён в пространство спектакля.


Еще почитать
Made on
Tilda