Золотое свечение

В Национальном музее Карелии работает выставка «Золотное шитье Карелии» (0+).

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
В небольшом зале музея размещены предметы быта, наряды, головные уборы, панно, сумочки, представляющие мастерство золотошвеек из прошлого и современных мастериц. Информационные стенды позволяют представить, откуда пошло, как развивалось и почему где-то исчезало, золотошвейное дело в нашем регионе. Фотографии поморок в традиционной одежде дополняют картину истории промысла.
«АркА» поговорила с куратором выставки Екатериной Логвиненко. Научный сотрудник Национального музея РК тоже оказалась золотошвейкой. Выполненная Екатериной реплика вышивки старинного каргопольского платка тоже есть в экспозиции.
куратор выставки Екатерина Логвиненко
Екатерина Логвиненко изучает золотное шитье как в теории, так и на практике уже несколько лет. Собранные ею материалы вошли в книгу «Золотая нить Поморья». Нынешняя выставка, по словам куратора, - ожившая версия этой книги.

- Здесь, правда, мы берем тему немного шире: говорим не только про поморское шитье, но и про пудожское, и про Выгорецию, где, возможно и начался этот промысел. Есть здесь предметы, связанные с тверскими карелами, есть образцы с границы Архангельской и Вологодской губерний, собранные в Карелии. Часть выставки - это комплекс, посвященный традициям и включающий музейные предметы. Вторая часть – это современность, представление изделий предприятия «Золотая нить Поморья» и беломорских рукодельниц, - рассказывает Екатерина.
По словам куратора выставки, золотное шитье – дело очень трудозатратное, связанное с кропотливой работой. В старину золотошвейки работали при хорошем дневном или утреннем освещении. В основном, весной и летом. Нынешний электрический свет заставляет нить бликовать, и мастерицы должны беречь глаза от перенапряжения.

- Зимой и осенью в старину вы бы не повышивали – север не позволил бы этим заняться. У некоторых любителей русской старины есть убеждение, что раньше девушки вышивали при лучине и при этом спина у всех была гордая, а сами они были осанистыми. Но если вы попробуете посидеть и повышивать хотя бы три часа подряд, с вами уже можно будет поговорить о сколиозе и остеохандрозе. Да, все вышивальщицы имели приличную нагрузку на глаза и на спину. Поэтому далеко не каждая женщина в душе золотошвейка. Здесь нужны были определенный склад характера, усидчивость, - сообщает Екатерина Логвиненко.
Одной из самых «заслуженных» вещей на выставке стал повойник (традиционный головной убор), который выступает в роли прародителя золотной вышивки в Карелии.
- Это убор из Выгореции, старообрядческого местожительства. Там c XVIII века вышивали золотом и серебром на продажу. И не только повойники, но и перчатки, башмаки, шапки. Я считаю, что именно оттуда золотная вышивка распространилась по Карелии, в частности, пришла в Поморье и Пудожье, - говорит наш собеседник.
повойник (традиционный головной убор)
- Это убор из Выгореции, старообрядческого местожительства. Там c XVIII века вышивали золотом и серебром на продажу. И не только повойники, но и перчатки, башмаки, шапки. Я считаю, что именно оттуда золотная вышивка распространилась по Карелии, в частности, пришла в Поморье и Пудожье, - говорит наш собеседник.

Традиция вышивать золотом к началу ХХ века практически сошла на нет в Пудожье, но сохранилась в Поморье. Современный интерес к золотному шитью связан с практическим изучением технологии мастерства Ириной Ильиной из Беломорска. Она же начала обучать золотному шитью сначала школьниц, а потом и всех желающих.
Четвертый год в Беломорске работает «Золотая нить Поморья» - небольшое производство изделий с золотной вышивкой. На выставке представлены вышитые золотом вечерние платья, сумочки, свитшоты, футболки, броши и другое. Где-то узор производился вручную, где-то комбинировался с машинной вышивкой. Очень трудно после выставки не начать выяснять, где можно приобрести такие красивые вещи.

Выставка будет работать до 22 сентября. Приходите смотреть на карельское золото.


События
Made on
Tilda