Цветите вечно, как цветок Гардения!
22 декабря на сцене Дома актера прошла премьера спектакля по пьесе Эльжбет Хованец «Гардения». Режиссером выступил актер Национального театра Глеб Германов, а роли исполнили представительницы нескольких театров Петрозаводска.
Цветите вечно, как цветок Гардения!
22 декабря на сцене Дома актера прошла премьера спектакля по пьесе Эльжбет Хованец «Гардения». Режиссером выступил актер Национального театра Глеб Германов, а роли исполнили представительницы нескольких театров Петрозаводска.
текст: Екатерина Юникова, фото: Ольга Балехова
Гардения – это вечнозеленый цветок. Говорят, его запах способствует снятию эмоционального напряжения, а в Китае растение считается женским началом и ассоциируется с хрупкостью. Я никогда в жизни не видела этого цветка. Обычно меня спасают от стресса другие запахи (например, лаванды), а хрупкость я ассоциирую, скорее, с колокольчиком. Но 22 декабря я поверила в гардению.

Действие пьесы разворачивается на территории Польши. Это история четырех поколений женщин: матери, дочери, внучки и правнучки. Они говорят о женской участи, о травмах, которые получили еще в детстве, надеясь, что потом их дети будут свободны от этих «недугов», но получится ли это? Не получится, без длительной работы, прощения и Гардении, ничего не получится.

В спектакле много черного цвета. Он давит, намекает на беспросветность жизни, но в финале появляется белый – происходит чудо возрождения.

Заслуженная артистка Карелии Ольга Саханова (театр драмы РК «Творческая мастерская») исполнила роль матери. Слушая историю ее жизни, вам покажется в какой-то момент, что все разрешилось: она обрела свое счастье. Но обманчиво это ощущение. И не знаешь, кого винить: то ли война убила в ней все человеческое и ценное, то ли человек оказался не тем, кем казался. Мать больна алкоголизмом. С этой болезнью забываются все родственные связи, светлые чувства - уже можно обманывать внучку, отбирая деньги, позорить семью. Человека не обвинишь: под воздействием алкоголя его самого как будто уже и нет. Покой будет, и к семейной идиллии возможно присоединиться, жаль, что уже на том свете.
Ольга Саханова, Олеся Леонтьева, Екатерина Швецова, Екатерина Баранова , фото: Ольга Балехова
Заслуженная артистка Карелии Олеся Леонтьева (Национальный театр Карелии) исполнила роль дочки. С самого детства дочка привыкла называть мать дурочкой. Дочь тянулась к матери, но та в какой-то момент вовсе оттолкнула ее. После этих потрясений случились другие: ребенок, которого хотелось воспитать иначе, родился с травмой, пришлось много работать, чтобы заработать деньги на лекарства. А потом это колесо закрутилось и уже не смогло отпустить, она не знала, что и зачем сделал ее ребенок. Бесконечная работа, отсутствие времени на общение с семьей - все привело к тому же исходу, от которого она обещала бежать, - алкоголь.

Екатерина Швецова (Театр кукол РК) исполнила роль внучки. Она так хотела ребенка, что отдала за возможность зачатия все свои талоны на водку незнакомому человеку на дискотеке. Может, хотя бы внучка порвет этот бесконечный круг несчастий? Молодая женщина полюбила родившуюся дочь, но обеспечить ей достойные условия жизни так и не смогла и… ушла запивать свои травмы алкоголем подальше от ребенка. За этот поступок родная мать решит лишить ее родительских прав.

Екатерина Баранова (Негосударственный авторский театр Ad LIBERUM) исполнила роль правнучки. Ребенком манипулируют взрослые: «Пойдем ко мне, я куплю конфет», «Нет, лучше ко мне, я тебе подарю…». По сути, у нее нет ни матери, ни бабушки, но зато есть пес! И есть сила, которая поможет ей простить родных, проработать травмы женщин всего поколения и восстановить семейные связи. Она надеется на это общее прощение, планирует собрать всех в одном месте и поделиться радостной новостью, которая, правда, приводит не к миру, а к новым дискуссиям. Но что уж, проблема различных взглядов поколений будет и в самых счастливых семьях.
Ольга Саханова, Олеся Леонтьева, Екатерина Швецова, Екатерина Баранова , фото: Ольга Балехова
Я впервые видела совместную игру актрис разных театров. У каждой был свой опыт, свой подход к роли. Кто-то демонстрировал уверенность своего героя. У кого-то были такие выразительные взгляды, что зрители понимали актрису без слов. Кому-то помогало движение, кто-то хохотал, а кто-то – кричал.

Стоит посмотреть этот спектакль еще раз.


Еще почитать
Made on
Tilda