«Авторское кино – это Франция»

В арт-пространстве «Рядом» прошел фестиваль современной анимации стран Франкофонии Dessins Animés FEST.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Фестиваль Dessins Animés FEST проходил в течение двух дней. В программе были сборники короткометражных мультфильмов, три полнометражных анимационные картины режиссеров и студий из Франции, Швейцарии, Кипра, Монако (и это еще не весь список), воркшопы, занятия с детьми и взрослыми, разговоры и обсуждения. Атмосфера была хорошей, свободной.
Организаторы фестиваля - Студия «Да» и Французский институт в Санкт-Петербурге. Форум проходит впервые, его локации - Санкт-Петербург, Петрозаводск и Архангельск.
В Петрозаводск фестиваль привезли кураторы события: режиссеры-аниматоры Саша Пивоварова и Мария Дубровина, а также педагог и ведущая театрально-перформативных практик Маруся Полякова. Про идею фестиваля «АркА» поговорила с Александрой Пивоваровой.
Александра Пивоварова, фото: М.Никитин
- Что такое Франкофония?

- Это сообщество стран, а в конечном итоге сообщество людей, которые объединены французским языком и культурой. Его поддерживают люди, которые учат французский язык, на нем разговаривают, интересуются этой культурой или как-то себя с ней соотносят. В это сообщество входят не только европейские страны – Италия, Швейцария, Бельгия, но и Кипр, и бывшие французские колонии в Африке, и Армения. А в широком смысле – это все люди, которые интересуются французской культурой.
режиссер-аниматор Мария Дубровина, фото: М.Никитин
- Как вы стали куратором этого фестиваля?

- Мы все из анимационной студии «Да». Лет 15-16 мы профессионально занимаемся анимацией и проводим занятия по анимации для детей. Если вы слышали о проекте «Летающие звери», то можем сказать, что он тоже вырос из студии «Да». Мы с Машей там работали, пока этот проект существовал. Маша еще на «Смешариках» успела поработать. Мы – анимационные режиссеры. Франция интересует как страна, объединяющая мощнейшие анимационные школы мира. Самый главный фестиваль анимационных фильмов мира проходит в Анси. Это и «Канны», и «Оскар» анимационного мира. Во Франции существует три-четыре самые главные анимационные школы мира. Если самое массовое и кассовое кино делают в Америке, в Великобритании и других странах, то авторское кино – это Франция. Они держат эту марку много лет. Gobelins, Poudrière, Folimage, - это очень известные названия французских школ анимации. Они приглашают в качестве резидентов сильных художников со всех стран. Из России там был режиссёр, сценарист, аниматор Алексей Алексеев (его фильм мы показывали первым в программе), Константин Бронзит снимал у них свой «Домик на краю земли».
педагог и ведущая театрально-перформативных практик Маруся Полякова, фото: М.Никитин
- Как проходил отбор фильмов для фестиваля? Откуда они?

- С нами поделился коллекцией фильмов Французский институт в Санкт-Петербурге. IFCinéma — бесплатный стриминг-сервис этой организации. Отдельно фильмы прислали из консульства Франции. Их авторы не только из Франции, но и из Кипра, Италии, Швейцарии… Получился довольно широкий охват подходов, тем, разных культурных контекстов. В программе осталось три полнометражных фильма («Запрещено собакам и итальянцам», «Знаменитое вторжение медведей на Сицилию» и «Ласточки Кабула») и 26 короткометражек.
Все создают очень широкий спектр и визуального языка, и смысловой парадигмы. Фильмы редкие, фестивальные. Их сложно найти в интернете, а у нас есть возможность показать их на большом экране не только в Питере, но и в Петрозаводске и Архангельске.
Когда у нас появился доступ к этой классной анимации, появилась идея фестиваля. А с Французским институтом мы довольно давно сотрудничаем. Прошлой осенью снимали с детьми серию мультфильмов про Кусто. Получилось классно, фильм есть в Сети.
воркшоп в рамках фестиваля, фото: М.Никитин
- Как вы составляли программу?

- Я отсматривала все фильмы. Их было 230. Мы выбрали те, которые хотелось показать больше всего и чьи лицензии на показ были актуальными. Мы добыли субтитры, частично сами их сделали.

- Как возникла программа воркшопов?

- Мы много лет занимаемся с детьми, с их родителями и с педагогами. Мы умеем и любим это делать. Приемы на тему «Как смотреть и обсуждать фильмы с детьми» могут пригодиться и родителям, и учителям в школе. Если вы вместе что-то посмотрели, у ребенка возникают вопросы: почему это, почему то… Мне в детстве подсовывали книжки, сейчас есть много умной анимации , можно ее подсунуть. А рефлексию развить в серьезные обсуждения.
В первый день фестиваля мы сделали для детей введение в анимацию со стороны сценаристики. Со стороны анимации можно увидеть, как твой рисунок из статичной картинки превращается в живую картинку. Если кого—то зацепит, сейчас полно приложений, чтобы начать этим заниматься, если человеку подойдет язык анимации. Инструментов достаточно, нет ограничений.
воркшоп в рамках фестиваля, фото: М.Никитин
- Есть на фестивале фильмы – ваши фавориты?

- Несколько, они очень разные. Выбрать что-то одно так же трудно, как сравнивать желтое с круглым. Но есть фильмы, которые в меня прямо попали.

- Станет ли фестиваль ежегодным?

- Про ежегодность пока сказать трудно. Сейчас у нас первая проба.
«АркА» нечаянно тоже приняла участие в воркшопе для взрослых. Мы посмотрели мультфильм про детей, которых не принимают в школе сверстники, а потом разговаривали о фильме с помощью разных игровых приемов.
В финале фестиваля прошел французский диджей-сет.
воркшоп в рамках фестиваля, фото: М.Никитин
Будем ждать второго фестиваля. Надеемся, что Петрозаводск снова войдет в число его участников.


События
Made on
Tilda