«Эстетика функций»
В Городском выставочном зале работает выставка «Дизайн Карелии». Если вы не знаете, чем дизайн отличается от декоративно-прикладного искусства, и кто придумал и создал интерьеры, логотипы, модные одежду и мебель в карельском духе и даже надгробия известным людям, - приходите в ГВЗ!
текст: Мария Шамраева, фото: М. Никитин
Выставка «Дизайн Карелии» посвящена 30-летию Карельского регионального отделения «Союза дизайнеров России». Практически каждый член Союз и несколько кандидатов представили на выставке свои работы. Часть дизайнерского контента имеет физическую форму, и эти предметы можно, условно говоря, потрогать. Другие участники экспозиции рассказали о своих достижениях в отчетной форме, размещенной на стендах.
художник Владимир Зорин, фото М.Никитин
Центральная композиция зала у входа – работа Владимира Зорина. Сам художник говорит, что представил на выставке, скорее, предмет искусства, а не дизайнерскую вещь.

- Это ленд-арт и инсталляция. Дизайн отличается красивой эстетической функцией, а не философским внутренним смыслом. Дизайнеру не обязательно быть философом. Можно просто владеть хорошим чувством вкуса, умением выстраивать композицию.
О том, чем еще дизайн отличается от искусства, «Арке» рассказал художник Владимир Зорин, член не только Союза художников, но и Союза дизайнеров Карелии. По словам Владимира Зорина, предмет дизайнерского решения должен быть функциональным.

- Возьмем, к примеру, стул. На стуле сидят – у предмета есть своя функция. Дизайнер может сделать этот предмет интересным со своей точки зрения, и функция его не утратится. А если мы возьмем этот стул, покрасим красным и подвесим к стене, то это уже можно считать предметом искусства. Марсель Дюшан в свое время брал велосипедное колесо или, например, писсуар и заявлял, что это – произведения искусства, потому что эти предметы, вырываясь из контекста, теряют свои функции. Он одним из первых объявил это явление искусством, - говорит Владимир Зорин.
«АркА» поговорила с Владимиром Зориным и про использование «карельских» орнаментов, которые часто используют художники и дизайнеры в работах. Можно ли это считать карельским стилем?

- Дело не в орнаменте, а в том, как он используется. В свое время орнамент был рассказом: вот тут вышито солнышко, тут – корова, и это значит пожелание богатства, детей и так далее. Сейчас мы это знание, в основном, утратили и нам не хочется разбираться. Поэтому мы берем некий рисунок, который нам понравился, вычленяем из него какие-то элементы и тиражируем. Нередко это выходит поверхностно. Говорить о «карельскости» мне довольно сложно, потому что народное превращается просто в декоративное и иногда бессмысленное вне контекста.
Поговорили мы и об особенностях скандинавского стиля в дизайне. Его строгость и лаконичность Владимир Зорин связывает с суровостью климата. Это вам не Венгрия, к примеру, где тепло, и человек может спокойно заниматься завитушками и прочими украшениями. На севере человеку нужно было выживать, поэтому времени на «излишества» у него просто не было.

В экспозиции, в частности, представлена коллекция, о которой «АркА» уже рассказывала. Владимир Зорин сказал, что ему нравится идея использовать в дизайне одежды изображения, связанные с работами карельских художников.

- Это новое. Я думаю, что нужно пробовать дальше. Идея прекрасная - печатать на одежде не что-то непонятное на другом языке, а именно картины наших художников, среди которых много замечательных.
Выставка «Дизайн Карелии» будет работать в Городском выставочном зале до 17 марта. В любой день, кроме понедельника, можно прийти и увидеть работы профессионалов. Возможно, они натолкнут вас на собственные творческие решения или побудят обратиться к специалистам в решении каких-то задач.


События
Made on
Tilda