Звание «Выдающегося» на школьном дворе не валяется. Его еще нужно заслужить. Если для вас школа – место, куда ходят только с серьезным выражением лица, не читайте эту книгу. Боюсь, вам не понравится. Но если вы склонны считать, что школа – это такое же нормальное место (и время!) нашей жизни, как дом, работа, спортсекция, театр, площадка во дворе и – чем черт не шутит – дискотека, то смело приступайте к чтению.
Потому что автор, как мне показалось, убежден: в школе есть место шутке, абсурду и подвигу. Туда ходят люди, которые нас окружают, со всеми их прекрасными непохожестями, нескладностями и невероятностями. А вовсе не роботы, исполненные одной целью, в зависимости от статуса – научиться или научить.
Серёжа любил изобретать. И ещё он хотел работать шифровальщиком. Серёжа изобрёл новый способ держать ручку. Учитель по русскому языку сказал, что так держать ручку — между безымянным и мизинцем — нельзя, что так писать не получится. Но у Серёжи получалось. — То, что у тебя получается, невозможно прочитать, — сказал учитель. — Так и надо, — сказал Серёжа, — это шифровка. — Это диктант по русскому языку, — сказал учитель. — Я его зашифровал, — сказал Серёжа. И так они спорили все десять лет, пока Серёжа учился в школе. А потом, когда Серёжа окончил институт и стал работать в Министерстве обороны шифровальщиком, он надел парадную форму, пришёл к своему старому учителю и спросил: — Ну что, кто из нас оказался прав? — Всё равно, так держать ручку нельзя, — сказал упрямый учитель.
Как вы поняли, да и в самом названии это уже сказано – вся эта книжка состоит из небольших историй. Крохотулечных. «Записки» – слово прелестное и многозвучное. Ведь записками именуются как мемуары, так и скомканные бумажки, которые перебрасывают по партам, когда совершенно невыносимо сидеть на уроке. Здесь в каждой записке заключена ситуация, приправленная легким бредом, который и отличнику, и двоечнику будет любопытно прочесть.
Артур Гиваргизов
Приятно, что эта книжка двойного назначения. Конечно, взрослые здесь найдут себе отраду для ума. Они будут отомщены за все свои школьные муки. Плюс ко всему эти короткие истории хармсиански анекдотичны, и даже их особая ритмика напомнит взрослым незабвенные «опять об Пушкина». А ритмику Артур Гиваргизов не мог не встроить в текст, ведь он прекрасный поэт. У него на днях вышла книга стихов «Необходимая собака» (6+).
Кстати, в книге собраны сразу три цикла – это «Записки двоечника», в которой главный герой Сережа Гаврилов, это Ежедневник «Школьные друзья», где герои разные, и третий цикл - «Наша надежда» про мальчика Колю.
Однажды Коля нашёл старинные три копейки — 1975 года. — Раньше на эти деньги можно было выпить отличной газировки с сиропом, — вздохнул дедушка. — Подумаешь, — усмехнулся Коля, — сейчас… — Бывало, подойдёшь к автомату, — мечтательно продолжал дедушка, — опустишь в щёлочку монетку и ждёшь. Ждёшь, ждёшь, ждёшь… — А чего ждёшь? — спросил Коля. — Ждёшь, ждёшь, ждёшь, — мечтательно продолжал дедушка и вдруг замолчал. Коля посмотрел на дедушку — дедушка спал. На его лице была улыбка. — Дедушка! Дедушка! А чего ждёшь?! Что дальше-то?! — А?! — очнулся дедушка. — Так вот: ждёшь, ждёшь, ждёшь, а вода не льётся. Тогда размахиваешься — и кулаком в то место, где написано: «Вода с сиропом», и она льётся. Вкусная была вода, сейчас такой воды нет. — Здорово! — сказал Коля. — Кулаком! — Да, можно было и с разбега, — кивнул дедушка. — Это что, раньше и телевизоры были лучше — надо было кулаком бить. — Здорово! — сказал Коля. — Да уж, — вздохнул дедушка.
Художница Вера Коротаева добавила изящного абсурда к этому тексту. Невозможно представить, чтобы эти забавные, парадоксальные, комичные ситуации или диалоги были проиллюстрированы в духе реализма. Здесь же мы встречаем нечто вроде «точка, запятая, минус, рожица кривая». И так гораздо проще забраться в шкуру и учительницы по химии, и неисправимого двоечника Гаврилова. Я лично давно не вспоминала школьные годы, а тут прям захотелось перечитать, что мне учителя в дневнике писали. Взрослые, не упустите возможность побыть в своем счастливом детстве!
Джефф Кинни «Дневник слабака» Издательство АСТ 6+
А в этой книге, которую написал автор из США, школьник сам рассказывает о своей жизни. Ему не нужен автор-абсурдист. Абсурд повсюду, и главный герой Грег решительно его разгребает.
Джефф Кинни сам же и нарисовал свою книгу. И потом сделал из «Дневника», ставшего суперпопулярным во всем мире, целую серию книг. А киношники выпустили несколько фильмов. И то, и то вполне себе отличного качества, и читать весело, и смотреть не скучно.
Джефф Кинни
Что же тут кроется под словом «слабак»? Нормальный парнишка. Умненький. Шутник. Со своими приколами. Со своими пакостями. И даже темными сторонами личности. Но обаятельный, как все главные герои, ради которых мы залипаем в какую-то долгоиграющую выдуманную вселенную. Эта книга сделана умело и необычно: там иногда рисунки заменяют текст. Такой замечательный прием приохотил к чтению массу детей в разных странах. Если читать – это просто, то почему бы не читать?! Оказывается, это весело! Родители, не бойтесь угловатых картинок этой серии. Если хотите, чтобы ваш ребенок «зачитал», опробуйте на нем «Дневник слабака», который неслабо действует!
А теперь… Вангую! Так называется наша веселая подрубрика. Предлагаем вам выбрать страницу книги (от 7 до 142), а также строку от 1 до 20 (от начала или от конца). И мы погадаем по книге. На этот раз – по книге «Записки выдающегося двоечника». Ее автор Артур Гиваргизов ответит первому, кто напишет комментарий, который будет выглядеть примерно так: «страница ХХ, строка ХХ от конца/начала». Мы хотим, чтобы выдернутые из книг фразы послужили толчком или для предсказания, или для пожелания.
Юлия Кучеренко фото: ВК
В прошлый раз мы ванговали по книге Аси Кравченко «Лучше лети!» Первым комментарий оставила наша читательница Юлия Кучеренко. Она загадала: «Страница 88 строка 2». Выбранная фраза звучит так: «Шуша удивлённо переводила глаза с меня на него». Вот что написала Ася Кравченко: «Мир вас точно не перестанет удивлять. Хочу вам пожелать, чтобы удивительные вещи не переставали вас радовать! Думаю, что умение удивляться – видеть обычные вещи в неожиданном ракурсе – основа творчества».