Куда уходит (зачеркнуто) исчезает детство?

Актеры старшей группы театральной студии «Паприка» на сцене Культурно-досугового центра на Древлянке рассказали две истории о том, что чувствуют дети, подвергшиеся насилию.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Театральная студия «Паприка» - уникальное объединение, разрешающее себе поднимать такие вопросы из жизни детей и подростков, о которых с ними часто не разговаривают взрослые люди.

Спектакль «Куда уходит детство?» - история, героями которой становятся два человека – мальчик и девочка. В их монологах и диалогах с другими людьми – описание того, что с ними происходит. Глубоко проанализировать свое состояние они не могут, потому что не обладают достаточным жизненным опытом. Рассказать о своей беде и о своем самочувствии взрослым они тоже не решаются. Взрослые в их жизни – ненадежные.
Темы, которые озвучивают актеры на площадке, связаны с актами насилия со стороны взрослых. В первом случае девочка Алиса рассказывает о том, как с ее девяти лет «мурашит» друг мамы. Сейчас ей 16 лет, она – жертва продолжительного сексуального насилия. Параллельную историю рассказывает мальчик Андрей. Его мама и бабушка дрессируют его с самого рождения. Каждый его шаг находится под тотальным контролем, за любое отклонение от родительского плана (опоздал, получил не ту оценку, долго сидел в туалете, связался не с тем другом и прочее) его наказывают. Здесь нет рукоприкладства, здесь – постоянное давление, тотальное лишение воли, унижение.
В финале обеих историй подростки решаются на отчаянный шаг и уходят из дома. Тема волонтерского движения, занимающегося поиском пропавших людей – еще одна тема спектакля.

Театр «Паприка» - остросоциальный театр. Все его спектакли разговаривают со зрителями о мучительных вещах: детском суициде, буллинге, невзаимной любви, зависимостях и прочем, реальном. Рассказывают при помощи языка театра – искусство позволяет отделять артиста от героя.
Руководитель театра Евгения Федорихина рассказала «Арке», что подготовка к каждому спектаклю «Паприки» - дело для режиссера очень ответственное. Подход к каждой теме сопровождается встречами с психологом, разговорами и обсуждениями всех нюансов.

- В своих постановках мы затрагиваем сложные и серьёзные темы. Чтобы ребятам было психологически легче справиться с трудной ролью, для них проводится беседа-тренинг, где они могут высказаться, поделиться мыслями о своём персонаже и, что самое важное, отделить свою жизнь от жизни своего героя. Психологическое состояние актёров студии всегда должно быть приоритетом для режиссера, особенно если направление работы остросоциальное, - говорит Евгения Федорихина.
Актеры театра научены отделять себя, актера, от своего персонажа. В спектакле «Куда уходит детство?» прием отстранения задан сразу. И Алису, и Андрея в спектакле играли сразу несколько актеров. Прием отстранения был заявлен сразу: «Я буду играть Алису», «А я – мама», «Я – Андрей». «Многоголосие» персонажа позволяет зрителю почувствовать, что история может быть не уникальной, что на месте этих героев мог бы оказаться кто угодно. С другой стороны, прием помогает распределить ужас от происходящего на всех, дать передышку ведущему рассказчику.
Пространство сцены разделено на две части. История про девочку происходит на той части площадки, где сложены большие блоки. По ходу действия они превращаются в домик, в лодку, в барьеры, в кровать и даже в элементы «дженги», игры в строительство башни из элементов смой башни. В этой сцене, например, можно увидеть, насколько актрисы театра внимательны к своей театральной задаче: каждая реплика, продвигающая историю, произносится в зависимости от положения башни. Возникает ощущение, что монолог возникает на наших глазах, а не произносится выученный текст.

Территория мальчика (его играют сразу трое актеров) – шаткая конструкция палаточного типа. Визуальная метафора происходящего – красно-белая оградительная лента, которую используют старшие родственники ребенка, загоняя его в тупик, в клетку. Все мизансцены продуманы и точны.
Сценография включает большой стенд с детскими рисунками. Поверх них крупно написано: куда уходит детство? Вопросительный знак в центре выделяется особенно резко.

На показ спектакля театр приглашает родителей вместе с детьми (идеальный вариант), просто родителей, просто подростков. Евгения Федорихина говорит, что на первую премьеру пришли также представители социальных служб и учреждений города, режиссеры, психологи сотрудники органов охраны порядка. Вход на спектакль проходил строго по предварительной записи.

Помочь детям, попавшим в сложную психологическую ситуацию, предостеречь родителей от некоторых действий, связанных с психологическим шантажом или равнодушием, или невнимательность, - вот генеральная идея спектакля. Кажется, что некоторые ситуации не имеют выхода, но, возможно, это не так. В финале представления каждому зрителю выдается визитка с номером телефона доверия: 8(8142) 78-48-58. Если у вас беда – не молчите, позвоните. После спектакля можно остаться на обсуждение увиденного. Говорят, это многим помогает обратиться к себе.
Сценография включает большой стенд с детскими рисунками. Поверх них крупно написано: куда уходит детство? Вопросительный знак в центре выделяется особенно резко.

На показ спектакля театр приглашает родителей вместе с детьми (идеальный вариант), просто родителей, просто подростков. Евгения Федорихина говорит, что на первую премьеру пришли также представители социальных служб и учреждений города, режиссеры, психологи сотрудники органов охраны порядка. Вход на спектакль проходил строго по предварительной записи.
Спектакль "Куда уходит детство?", фото: М.Никитин
Руководитель театральной студии говорит, что спектакль планируется показывать и на других площадках – в школах, например, или в других социальных или образовательных точках.

«АркА» впервые побывала на спектакле «Паприки», но теперь мы будем записываться и на другие постановки этого театра.


События
Made on
Tilda