Антон Давидянц: «Мы не сдаемся и продолжаем заниматься тем, что любим»

Известный бас-гитарист продвигает просветительскую идею расширения представлений о современной джазовой инструментальной музыке в России.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
В петрозаводском клубе Oma прошел концерт джазовой музыки, которую исполнили бас-гитарист Антон Давидянц и его коллеги: Владимир Нестеренко (фортепиано), Николай Кондрашкин (барабаны) и Ксения Фуркало (вокал). Встреча под названием «Весенний Давид Джаз» (Антон Давидянц и «Джазовая Феерия» представляют) прошла при полном аншлаге.
После концерта «АркА» поговорила с Антоном Давидянцем о музыке, генах и некоммерческой составляющей искусства, которое любишь больше всего.

Антон Давидянц – один из лучших басистов Восточной Европы, педагог и продюсер. Музыкант востребован в коллективах самых разных стилей: он играл с Игорем Бутманом, Николаем Носковым, Елкой, Анитой Цой, Батырханом Шукеновым, Мариам Мерабовой, в группах Zventa Sventana, «Маша и Медведи», «Моральный Кодекс».  Начинал обучение как академический пианист, в детском возрасте занимал призовые места на фортепианных конкурсах. В подростковом возрасте заинтересовался бас-гитарой благодаря впечатлению от группы Nirvana. Классическая музыка и джаз соединились для исполнителя в музыке «третьего течения», в жанре которого записан первый сольный альбом Антона Давидянца.

- Вам понравилась публика в Петрозаводске? Мне кажется, что наши слушатели уже подготовлены к восприятию джазовой музыки: аплодируют в правильных местах.

- Я могу сказать, что публика нас замечательно встречала, очень тепло. Как правило, на такие концерты джазовой и околоджазовой музыки приходят более-менее подготовленные слушатели. Не припомню случая, чтобы, например, публика, которая слушает шансон, оказалась на джазовом концерте и как-то негодовала по этому поводу. Могу сказать, что вообще российская публика более восприимчивая к джазу, чем за границей. Я играл много в Европе и в Америке. Часто привозил в Россию артистов из Америки и Европы (и продолжаю это делать), и все мои приезжие артисты отмечают особую теплоту аудитории.
Антон Давидянц, фото: М.Никитин
- Знакомить российскую публику с лучшими иностранными джазовыми музыкантами – это ваша миссия?

- Я хочу, чтобы люди слушали хорошую джазовую музыку, образовывались, понимали современный контекст. Как бы громко это ни звучало, я возложил на себя такую задачу. Мои коллеги могут подтвердить, что я - единственный человек, который занимается этим сегментом музыки. Обычно я привожу инструменталистов, исполняющих джаз-фьюжн. Я не привожу вокалистов, что обычно является коммерчески более успешным мероприятием. По моему приглашению в Россию приезжают довольно сложные музыканты, у которых изначально аудитория значительно меньше. Зачем я это делаю? Хочу, чтобы у нас услышали современный джаз в уникальном исполнении.

- Кого именно вы привозили в Россию?

- Например, я привозил лучшего фьюжн-гитариста на планете Гатри Гована, знаменитых барабанщиков Вирджила Донати, Дэмиена Шмитта, Герго Борлая. Обычно организаторы концертов идут по более легкому пути: привозят джазовые стандарты, вокалистов. Я искренне люблю музыку, которую мы играем с этими людьми, я хочу ее показать, поэтому чувствую необходимость в проведении подобных концертов, от которых я не имею никакой коммерческой выгоды, но получаю феноменальный фидбэк. Да, мы не собираем на эти концерты огромное количество слушателей, но эти 300, 200 а порой и 100 человек, которые приходят к нам, потом говорят: «Мы хотим слушать эту музыку дальше». Вот это для меня, пожалуй, самый главный источник мотивации.  
концерт в клубе "ОМА", фото: М.Никитин
- Может, вам стоит создать в Москве свою «Академию джаза»? 

- Моя самая большая мечта в течение последних трех лет – создать свой джазовый кэмп, музыкальный лагерь круглогодичный. Я сейчас очень много над этим работаю, и, даст бог, это у меня получится. Да, это завязано с большими финансовыми расходами, но, если все получится, то это было бы здорово. Вообще я хочу посвятить свою жизнь преподаванию, развитию музыкального образования в области джазовой музыки. Для меня сейчас это, возможно, даже важнее моих концертов.

- Вы преподаете в Московском институте культуры?

- Да, я не очень часто там появляюсь, но преподаю, провожу мастер-классы и уроки.

- И в городах, куда вы приезжаете с концертами, вы тоже проводите мастер-классы?

- Да, в Петрозаводске тоже будет творческая встреча, мастер-класс, на который я приду с гитарой.
на концерте в клубе "ОМА", фото: М.Никитин
- Вы играли и с джазовыми, и с рок-и поп- музыкантами. Вам нравится разная музыка?

- Я открыт ко всему, я люблю все жанры. Те, кто со мной знаком, знают об этом. Я люблю и металл-трэш, и рок, и фанк, и джаз, и соул, и классику. Сейчас я больше занимаюсь классической музыкой, я ее люблю, играю на фортепьяно. Я - профессиональный пианист, начинал с фортепьяно, потом у меня был 16-летний перерыв, когда я играл только на бас-гитаре. С 2016 года я снова играю на фортепиано для себя сонаты, концерты, разбираю Рахманинова. Очень люблю его Третий концерт для фортепиано с оркестром, впрочем, у него все гениальное.

- Что такое «третье течение»?

- Это специальный термин, который был предложен теоретиком музыки Гунтером Шуллером. Подразумевается, что первое течение - это классическая музыка, второе - джазовая музыка, а третье - это сочетание классики и джаза. Такую музыку для бас-гитары написал композитор Вардан Овсепян, и мы записали мой первый сольный альбом. Я хотел бы записать и второй альбом в этом же жанре, а дальше посмотрим.
Николай Кондрашкин (барабаны) , фото: М.Никитин
- Виниловая пластинка с записью первого альбома уже вышла?

- Сейчас у меня просто нет денег, честно скажу, чтобы ее выпустить, но как только они появятся, я обязательно напечатаю пластинку. В России остался один единственный завод грамзаписи, очередь на запись около 9 месяцев, поэтому, скорее всего, я буду делать это в Европе через своих друзей.

- Вы сами пишете музыку?

- Да, но не на таком уровне, как хотелось бы. Хотелось бы развить этот навык. Я хочу позаниматься композицией с Варданом Овсепяном, он – один из самых любимых мною композиторов в мире.
Антон Давидянц , фото: М.Никитин
- Расскажите, что за браслет у вас на руке?

- Это подарок моего поклонника из города Туапсе. Он ювелир и музыкант. Написал мне в соцсетях, что он - поклонник моего творчества и хотел бы что-нибудь для меня сделать. Я сказал, что ношу серебряные браслеты. Такого браслета у меня не было никогда. Это - модель моей личной гитары, которую сделали для меня ребята в Сочи. Она без «головы», количество струн, ладов, цвет – все соответствует.

- Что вам еще презентуют поклонники?

- На день рождения, например, бас-гитару подарили. Я тоже часто дарю друзьям инструменты.
Владимир Нестеренко (фортепиано) , фото: М.Никитин
- Расскажите о своей семье! Повлияло ли семейное окружение на ваш выбор профессии?

- Мама, дядя и дедушка по папиной линии – музыканты. Мой дядя Андрей Давидян здорово пел, него феноменальный тембр. Я считаю, что так никто в России не пел. Голос от природы, от Бога. Дедушка был профессиональным эстрадно-классическим певцом. Был чем-то вроде Муслима Магомаева, только не настолько популярным. Старшему поколению он известен по фильму «Песня первой любви». Все песни там озвучены моим дедушкой Сергеем Давидянцем. Он преподавал в институте, где я сейчас тоже преподаю.

Вообще я не считаю, что у музыкальных родителей обязательно должны быть музыкальные дети. История показывает, что у абсолютно не музыкальных родителей иногда вырастают гениальные музыканты. Мне помогло, что у меня есть музыкальные гены и какая-то предрасположенность, но могло бы так и не случиться.

Мама в свое время меня дожала. Если бы не это, я вообще бы, скорее всего, не был музыкантом. Бросил бы музыку и стал бы хирургом, как хотел.
на концерте в клубе "ОМА" , фото: М.Никитин
- Как вы думаете, образ джазмена изменился за последние полвека? Какой он сейчас?

- Да, тренды изменились. Например, вышли из моды наркотики. А раньше это было фишкой, многие через это прошли, и поэтому у многих несчастные судьбы. Но и сейчас, нужно отметить, джазовые музыканты не живут богато. Это во всем мире так. Исключение составляют звезды, которые сделали себе имена в 1970-80-е годы. Тогда было другое время. Сейчас невозможно стать звездой уровня Майлза Дэвиса, Джако Пасториуса, Харви Хенкока или Чика Кориа. Раньше крутые музыканты были, в основном, американцами.  Сейчас талантливые джазмены появляются по всему свету. Я это связываю с развитием интернета. Сидя на Таити во Французской Полинезии, можно научиться играть на чем угодно. В Сети много образовательного контента, хотя потребность в этой музыке в целом, я думаю, снизилась. Не в каждом российском городе сейчас есть джазовый клуб. Их всего около 40 по стране. Но мы не сдаемся и продолжаем заниматься тем, что любим.
на концерте в клубе "ОМА" , фото: М.Никитин
Я смотрю вперед с позитивом. Я люблю свое дело. Прорвемся. Тот, кто предан делу и настойчив, обязательно пробьется - в это я верю абсолютно. Нужны только выдержка, терпение и максимальная посвященность.


События
Made on
Tilda