Пир с Чумой: «Ужасный век, ужасные сердца!»
На следующий день после годовщины смертельной дуэли Пушкина в Негосударственном авторском театре Ad LIBERUM на сцене Дома Актера прошел спектакль «Пир во время чумы». О чем же писал автор? Чем зацепил так современное поколение? И как постановка осовременила двухсотлетний текст? Об этом размышляет автор «Арки» Екатерина Юникова.
Пир с Чумой: «Ужасный век, ужасные сердца!»
На следующий день после годовщины смертельной дуэли Пушкина в Негосударственном авторском театре Ad LIBERUM на сцене Дома Актера прошел спектакль «Пир во время чумы». О чем же писал автор? Чем зацепил так современное поколение? И как постановка осовременила двухсотлетний текст? Об этом размышляет автор «Арки» Екатерина Юникова.
текст: Екатерина Юникова

В цикле «Маленькие трагедии» отражены пороки людей, которые объединяют людей разных стран и эпох. В спектакле театра Ad LIBERUMсосуществуют три трагедии: «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и стихотворение «Сцена из Фауста». Примечательно, что прологом к трагедиям это стихотворение впервые выступило в фильме «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера в 1979 году.


Спектакль начинает монолог Чумы. Актриса Елена Сапегина, исполняющая ее роль, подчеркивает двойной облик героини: с одной стороны, как Воланд, повернувшись к нам «ангельским» видом, являет собой пороки человеческие, с другой, сеет их зерно в сознании человека. Монолог Чумы сопровождается управлением маленькой тележкой с сидящей там маленькой Смертью. Героиня связана со Смертью, но сама намного крупнее и страшнее ее. Порок страшнее смерти? Это – Чума из XXI века. Внесценический образ Пушкина становится основным в спектакле.
После монолога появляются герои-куклы, пирующие за столом во время чумы. Темные костюмы кукол контрастируют с нарядом Мери, которая поет песню о прежних днях. Веселый образ действия и гимн чуме в целом противопоставлены общему ощущению страха. Молодые не верят в загробную жизнь. При этом главный герой, Вальсингам, может видеть иной мир, свою похороненную жену, за что окружающие называют его сумасшедшим. Герои этой трагедии встречаются нами в начале и в конце спектакля, представляя кольцевую композицию постановки.
Начало действия плавно переходит в историю о «Скупом рыцаре». Самые близкие люди, отец и сын, оказываются соперниками, а причиной всему - деньги. Ларцы с несметным количеством монет и дряхлый старик, восседающий над ними. Ежедневная проблема для него - беречь сокровища. Мысль, пугающая больше смерти, - судьба монет: «но кто вослед за мной /Приимет власть над нею? Мой наследник!». Интересно в спектакле решен образ рыцаря Альбера. Он здесь совсем не благородный, каким мог бы нам представиться. Отсюда и оксюморон в названии: как рыцарь может быть скупым?
В части «Моцарт и Сальери» обе роли Моцарт предстает нам праздным гулякой, а Сальери - музыкантом, изучившим всевозможные дисциплины, чтобы добиться успеха и всеобщего признания. В отношении злодейства первый наивен, поскольку считает, что «гений и злодейство две вещи несовместные». Второй настолько озадачен целью стать гением, что готов избавиться от конкурента. Здесь вывод один: прекрасное создается из любви, а мрак и ненависть в душе не выстелят поле из шедевров. В заключении приводится стихотворение «Сцена из Фауста» (несмотря на отсылку к Гете, произведение совершенно оригинально). Мы вновь встречаем знакомых нам героев за столом, только теперь у них другие имена, а диалог начинается с жалобы на скуку. Мефистофель, будучи искусным психологом, убеждает Фауста, что скука - естественное состояние, с которым нет смысла и нужды бороться.
Вроде бы, все в спектакле идет «по плану» Пушкина. Однако сюжеты в спектакле переплетаются, идут как одна большая трагедия жизни. Пугающие зрителя моменты, связанные с декорациями или интонацией, дополняет музыкальное оформление спектакля. Полумрак, кресты, черепа с масками. Одна из голов создавала и впрямь жуткую атмосферу, поскольку благодаря игре света и тени имела живой взгляд.


Прямая отсылка к актуальности произведения связана, в том числе, с показом изображений человеческих пороков: похоти, чревоугодия, жадности, лени, гнева, зависти, гордыни. Черно-белые фото, транслирующиеся на экран, углубляют и без того тягостную атмосферу.
«Пир во время чумы» можно назвать моноспектаклем Елены Сапегиной, исполняющей большую часть ролей в спектакле. Управлять куклами в спектакле Елене Сапегиной помогают артисты Наталия Антипина и Екатерина Баранова. Несмотря на то, что драматические актрисы никогда не работали в театре кукол, они так умело управляли марионетками, что зритель забывал о существовании ведущей их руки.

Эмоции кукол, их мимика, движения выглядели на сцене вполне органично. Порой голос был тонким, боязливым, порой уверенным и грубым. Смех стал дополнение к мрачной обстановке. Жутко от того, что осмеянию подвергаются моменты, связанные с ощущением собственного несовершенства.
Если вы до сих пор думаете, что чума - это просто инфекционное заболевание, и что ее опасность миновала, - вам нужно посмотреть спектакль в театре Ad LIBERUM. Повод задуматься у вас обязательно появится.


Еще почитать
Made on
Tilda