В границах дозволенного: тело и формы

30 декабря в арт-пространстве «Синий коридор» откроется выставка фотографа Михаила Никитина «Граница формы» (16+).

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Высокая граница возрастного ограничения помогает сориентироваться. Темой фотографа стало соединение цветных геометрических изображений, характерных, например, для изготовления обоев, и обнаженной фигуры человека. Стиль представленной серии фотографий «Граница формы» отличается от изображений в ключе боди-арта, направления в искусстве, где главным объектом становится тело человека, «проявленное», в частности, нанесенным на него знакам.
Выставка «Граница формы» отчасти продолжает тему создания снимков с использованием многократной экспозиции. Этот прием Михаил Никитин использовал в серии «Элемент случайности», которая экспонировалась в «Синем коридоре» в 2022 году. Тогда настроение модели меняли или дополняли кадры из фильмов, снятые на пленку поверх портретов. Так, к примеру, актриса Елена Сапегина, оказавшаяся в атмосфере фильма Алексея Германа «Трудно быть богом», вдруг начинала вести внутренний диалог с этой средой, и этот момент случайности был органичным и интересным.
Михаил Никитин
В новой серии, по словам автора, процент случайности сведен к минимуму. Кроме того, портретные изображения людей уступили место снимкам, где уникальность героя осталась за скобками результата.

- Мне интересно рассматривать людей. В портретной съемке и в репортаже лицо - это всегда самое главное, все остальное работает (или должно работать) на главное, как-то взаимодействовать с ним, направлять к нему. Здесь я исключил лицо, оставив только линии тела. Тело стало самостоятельным художественным объектом, - рассказывает Михаил Никитин.
По словам фотографа, идея соединить человека и некий фон родилась у него, когда он почти случайно наложил фактуру советских обоев на изображение модели.
«Я понял, что это может быть интересной альтернативой прямой фотографии, и надо снимать дальше», - говорит Михаил Никитин.

Серия «Граница формы» снималась в течение двух лет. Она началась с приема наложения изображений с советских обоев на тело человека, а продолжилась соединением фигуры и других фактур.

- Сначала закончились изображения советских обоев, дальше пошли уже не советские обои и просто подходящие паттерны. Второе дыхание серии придала попытка соединить фотографию объекта с живописью, - говорит автор.
По словам Михаила Никитина, идея его работ связана также с ответом на актуальные тенденции в России, которые, к сожалению, ведут к табуированию темы тела в искусстве. Фотограф считает такие тренды ханжескими, бессмысленными и проходящими.

В перспективе фотограф планирует продолжить поиск соединений форм, обратившись к работам конкретных художников. Продолжение, будем надеяться, последует.


События
Made on
Tilda