СЛОВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ…ПРЕВРАЩАЕТСЯ…В ЭЛЕГАНТНЫЙ ОБРАЗ!

Экспозиционер Юлия Фокина – о выставке «От слова к образу», открытой в Музее изобразительных искусств Карелии.

Текст: Юлия Фокина , фото - М. Никитин
Язык - одна из величайших загадок человеческого бытия. Почему люди, в отличие от остальных видов живых существ, обитающих на Земле, способны общаться посредством языка? Как появился язык? Ученые пока не нашли приемлемые ответы, хотя и выдвинули множество теорий.
А как визуализировать это таинственное явление? В Музее изобразительный искусств на выставке «От слова к образу» предлагают найти ответ на этот вопрос. Абстрактная работа Владимира Иваненко «Напряжение», открывающая выставку, может послужить визуальным воплощением этого процесса: в работе есть ритм, композиционная уравновешенность, и вместе с тем – озарение, вспышка, показывающие сущность рождения слова.Об этом же и строки Мандельштама, вынесенные в эпиграф всей выставки:

…Быть может, прежде губ уже родился шепот,

И в бездревесности кружилися листы…


(О. Мандельштам «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме» 1933/1934)

«Напряжение» в том числе может «продемонстрировать» рождение художественного образа – также процесса загадочного. Непостижимость, тайна! Взрыв, вспышка, озарение или текучесть мысли, переходящей в зримый (или слышимый) образ – вот что можно увидеть в этой работе, ведь абстракция передает мысль через форму, цвет, линию, текстуру и композицию, что дает каждому посетителю возможность субъективной трактовки работы.

Слово родилось, и дальше жизнь его продолжилась во времени и пространстве. Работа со словом и текстами – всегда интерпретация: филологическая (литературоведение), художественная (изобразительное искусство), сценическая (кино, театр). На выставке мы будем говорить о художественных образах, появившихся на стыке этих интерпретаций. Через призму взгляда художника мы увидим словесное путешествие сквозь эпохи, начиная с глубокой древности, когда слово существовало в виде устного народного творчества, и заканчивая знаковыми произведениями художественной литературы.
Например, к библейскому выражению «В начале было Слово»» обращается Мюд Мечев, показывая в своих прекрасных графических работах («Иоанн Предтеча», «Идущие в Иерусалим», «Преображение», «После Воскресения», «Четыре Евангелиста») то, как Слово Божие начало свое путешествие по миру. Благодаря апостолам (с греч. «посланник») люди узнали о самом существовании Бога, о заповедях и обо всех явленных чудесах. Очень сложное дело – иллюстрировать Библию! Мечев с большим успехом изображает те места, над которыми словно спрессованы тысячелетия. В работах органически соединились экспрессия, эпичность и психологизм, рисунки можно рассматривать как целостно, так и по отдельности, в них так или иначе присутствует эффект движения.
Любопытна работа Натальи Логиновой «Рыба», интерпретирующая миф об аргонавтах, выполненная в технике гийотаку (гетаку) на рисовой бумаге и при помощи чернил. Художница взяла за основу сюжет мифа, когда-то существующий в устном виде, и придумала визуальную историю о том, как миф трансформировался за тысячелетия, получил новые смыслы и дошел до нас в итоге уже в измененном виде.
В следующем зале - волшебный мир литературной сказки. Подлинная авторская сказка – абсолютно самостоятельное литературное произведение с оригинальным художественным миром и эстетической концепцией. Герои наделяются индивидуальностью, которая в фольклорной сказке невозможна, а сюжет не ограничен какими-либо мотивами. В основе литературной сказки – авторское мировоззрение, умение не только стилизовать сказочные приемы, но и выразить принадлежность к нравственно-философским принципам.
Инициалы «Г.А.В. Траугот» стали для многих волшебным словом, открывающим двери в сказочный мир героев Андерсена, Перро и братьев Гримм. Георгий Траугот и его сыновья Александр и Валерий оформили более двухсот книг для детей и взрослых (между которыми не видели разницы) и стали одними из самых известных и самобытных художников советской книги. Иллюстрации к сказкам Шарля Перро из фондов Музея – тому подтверждение. Свободный графический стиль художников, живая непосредственность в передаче образа, отступление от формальной «правильности» и вместе с тем твёрдая реалистическая выучка сделали произведения Трауготов популярными среди читателей и любителей графики. Их художественный почерк — не «прописи», а виртуозная авторская «каллиграфия».
 После смерти отца в 1961 году братья, подразумевая сохранение традиции и стилистики, оставили его имя в общей подписи. В последующие десятилетия активное сотрудничество с целым рядом известных издательств предоставило Александру и Валерию возможность для смелых экспериментов. Особый подход Трауготов к графике проявился в подчеркнутом форсировании колористической основы цветной иллюстрации и мастерском владении техникой быстрого рисунка.

«Когда говорят «вначале было слово», под словом понимают такое явление, как логос. Когда я работаю над рисунками для книг, то очаровываюсь текстом, начинаю жить в словах» - А. Траугот.

Художник, живущий в словах и визуализирующий их – вот главный герой выставки!
В третьем зале мы обращаемся к работе, приковывающей внимание своими размерами и необычным сюжетом. Это «Корзина с рыжиками» Виталия Тюленева. Художник в своем творчестве нащупал переходную грань между реально существующим миром и подсознанием человека, где грезы и воспоминания перемешиваются с действительностью, а реальные события преломляются сквозь призму чувств и эмоций. Содержание большинства картин художника не визуально. Сюжет в них – лишь повод к размышлению, пробуждающему сложные ассоциативные переживания. Он никогда не стремился к однозначным и ясным образам, скорее, наоборот – избегал их. «Корзина с рыжиками» - это яркий, показательный пример визуализации художественных образов, рождающихся в сознании творца. И все же центральная фигура на этом полотне – Пушкин.
Существует известное крылатое выражение – «Пушкин – наше все».Эта мысль была высказана в 1859 году Аполлоном Григорьевым и до сих пор остается до конца не распознанной. Аполлон Григорьев, русский писатель и оригинальный мыслитель, считал, что поэты — «глашатаи великих истин и великих тайн жизни», и видел в Пушкине воплощение всего самобытного, особенного, что есть в русском народе, что отличает его сознание и даже образ жизни от представителей других миров. У каждого свой Пушкин: кому-то интересны его сказки, кто-то наслаждается его лирикой или ясностью мысли, высказанной в прозе.
Художественное видение пушкинских героев, образов, местсамобытно у каждого из мастеров, кто когда-то обращался к творчеству Александра Сергеевича. Мы показываем, например, работы карельской художницы Юлии Коросовой, работающей в акварельной технике. Романтический пейзаж «Тригорское» переносит нас в уединенные уголки, где поэт провел немало дней во время ссылки в Михайловское. Музеи-заповедники «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» располагаются в поселке Пушкинские горы в Псковской области. Вот что говорит Юлия Коросова о своих работах: «Обе работы сделаны с натуры во время пленэра. Я в Пушкинских горах была три раза. Там очень красиво. Однако это все равно образ места. Я не пишу даже с натуры точь-в-точь. Я пишу впечатление от места, опираясь на факты. Никто не сможет найти точное место, откуда я писала. Это собирательный образ».
Вдохновляли художников не только имена, но и великие романы. Александр Харитонов – знаковый художник в искусстве Карелии, художник-интеллектуал, его картины многослойны, насыщены символами, наполнены философским смыслом. Не случайно он обращается к гениальному роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»! Это роман-лабиринт, и вместе с Харитоновым можно «побродить» по этому лабиринту, посмотреть глазами художника на то, как Булгаков конструирует собственную реальность: иллюстрации расположены в свободном порядке вне связи с хронологией романа. К сожалению, этот проект не был доведен до выпуска книги. Но и по подготовительным рисункам можно судить о высоком уровне художника.
Театральность романных сцен ведет нас в последний, четвертый зал, посвященный работе художника сцены. На выставке можно видеть триптих Ники Стенберг — портрет знаменитого советского художника театра Энара Стенберга, сидящего на сцене в окружении реквизита. Реального или воображаемого? Что существует в фантазии художника и что в итоге обретет плоть?..

Выставка открыта до 18 мая 2025 года.


События
Made on
Tilda