ФОРЕЛЕВЫЕ ШАРЫ В СИНЕМ НЕБЕ

В выставочном центре музея «Кижи» на площади Кирова открылась выставка «Фантастические миры Анатолия Титова» (0+), пробуждающая фантазию, открывающая новое о карелах и закрепляющая мечту человека о полете.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Художник и дизайнер Анатолий Титов ушел из жизни семь лет назад. В памяти тех, кто его знал, он остался большим человеком, добрым и справедливым, хорошим художником и дизайнером, мечтателем, автором идеи о воздушных перемещениях древних карел, создателем целого флота воздухоплавательных объектов, включая кинетические фигуры.
На выставке, как всегда теперь в музее «Кижи» концептуально выстроенной, можно увидеть много неба и много дизайнерских воздушных шаров. На некоторых за похитителями мельницы Сампо гналась старуха Лоухи, часть других тоже связана с героями эпоса «Калевала», третьи поражают фантастической конструкцией и авторской способностью фантазировать.

Здесь представлены работы из разных серий Анатолия Титова. Если рассматривать их внимательно, то можно увидеть, какие удивительные материалы использовал художник. Например, в работах из серии «Форелевые шары» используется рыбья кожа. Основным материалом для конструирования шаров стало дерево в виде шпона, лозы, фрагментов древесины, палочек, реечек и прочего. Куратор выставки Тина Дудинова, подчеркивает, что дерево – любимый материал Анатолия Титова.
Претендуют на звание воздухоплавательных объектов и утки, и драконы. Она расположены рядом с проекцией неба и, возможно, попадут на памятную фотографию из корзины воздушного шара, установленную как фотозона почти в центре зала. Легкая ирония – в духе автора.
Дизайнер Даниил Бакалин, продумывая идею оформления зала, старался передать ощущение от объектов Анатолия Титова, их настроение, а не создавать собственное произведение на фоне работ художника. Да, чтобы рассмотреть все детали воздушных объектов, нужно держать голову высоко поднятой.

Наталья Игракова, жена Анатолия Титова, рассказала, что гипотезу художника о традиции древнего карельского воздухоплавания косвенно подтверждал эпизод из «Калевалы» о воздушной погоне Лоухи за Сампо. Прямые доказательства, по мнению Анатолия Титова, были утеряны.

Художник Владимир Лобанов вспомнил, как Анатолий Титов подсунул ему свою стихотворную теорию о воздушных шарах.
- Свои стихи он вставил в реальный эпос «Калевала», принес мне и говорит: «Смотри, Володя, нашлись новые руны!». И я ему поверил!
Идею выставки на вернисаже обозначила куратор экспозиции Тина Дудинова.
- Анатолий Титов говорил, что, когда вы поднимаетесь на воздушном шаре, все ненужное остается на земле. На нашей выставке каждый может зайти и представить, что он отрывается от земли, а все ненужное остается где-то далеко.

Помимо воздушных шаров и дирижаблей и других летательных аппаратов на выставке представлены кинетические скульптуры (одна из них – «Старуха Лоухи с переносной портативной мельницей Сампо»), панно, деревянный вечный календарь и деревянные щелкунчики. Последние напрямую связаны с темой новогодних праздников. Все щелкунчики – традиционные и литературные – могут быть использованы в деле: и орехи колоть, и Мышиного короля побеждать.
Выставка продлится до 12 марта.


События
Made on
Tilda