«О радости жизни»
В Городском выставочном зале открылась выставка Софии Азархи, известного художника, сценографа, историка моды.
Выставка «Детский альбом» многосерийная. Здесь есть и буквально про «Детский альбом» Чайковского (работы «Кукла заболела», «Похороны куклы» и другие), и про детство («У бабы Брони. Автопортрет в детстве», «Стирка», «Баня»), и про сказки («Госпожа-метелица»), и про игру. Все работы Софии Азархи – про игру.
 - «Детский альбом» - это моё воспоминание о детстве, в первую очередь о ленинградском, поскольку детство прошло именно в этом городе с его домами, старорежимными квартирами и особым укладом, практически не изменившимся с дореволюционных времен. В этой связи не будет большой ошибкой сказать, что «Детский альбом» - путешествие во времени, - рассказывает София Азархи.
Все работы на выставке – текстильные, выполнены в технике коллажа. Автор фантастически соединяет, казалось бы, самые простые, привычные даже, вещи в живые истории: ироничные, веселые, романтические, печальные.

Каждая работа напоминает сцену из спектакля. Поскольку работы представлены циклами, можно примерно представить себе эти пьесы. Вот история про серьезное немецкое семейство Вайсеркопфов, подсмотренная в подзорную трубу. Мы начинаем узнавать членов семьи, занятых разными делами. Вот старшие Вайсеркопфы в опере, дают «Тангейзера» (пожелтевшее кружево здесь очень к месту). Вот Вайсеркопфы спят. Вот «Поздний ужин фрау Вайсеркопф». А здесь вообще исторический момент: «Вайсеркопф наблюдает падение дирижабля «Гинденбург». Лица Вайсеркопфов, если смотреть на них в подзорную трубу, тоже круглообразные. Материалом для них служат использованные косметические маски (!).
Другой проект - глубокий и лаконичный «Сад». Чтобы что-то росло, рождалось, дарило красоту, нужно ухаживать за своим садом – и зимой, и весной, и летом, и осенью. У каждого свой сад. Или фантасмагорический проект «Билет в параллельный мир», его часть. Сюжеты про происхождение, поиски и находку волшебного шара вызывают массу аллюзий.

На вернисаже художник Артем Стародубцев отметил не только мастерство и изобретательность Софии Азархи, но ее высочайшую культуру. Каждую ее работу можно долго рассматривать, находить интересные переклички с другими артефактами из путешествия по времени.

Посмотрите, например, как крысолов выводит из Гаммельна детей!
На открытии выставки заведующая Городским выставочным залом Мария Юфа рассказала о парадоксе работ Софии Азархи.

- С одной стороны, мы видим вещи, выполненные из текстиля, но это не декоративно-прикладное искусство в привычном видении. Это именно современное искусство. Это мышление современного художника, который выбрал в качестве палитры материалы нашей повседневной жизни: фрагменты тканей, старинные кружева, вещи из бабушкиного сундука, исторические вышитые полотенца, рубахи, наматрасники, - все, что угодно. Часто это утилизованные предметы. Любой предмет для художницы может стать источником вдохновения. Во многих сериях она идет от этого самого предмета, а к каким-то идеям наоборот специально подбирает материал.
Вот работа «В гамаке» - из «детского» цикла. Посмотрите на козу и курицу! Каждый ребенок с воображением мог представить себе слона, которого проглотил удав, и козу из платка. Но не каждый взрослый сохранил вот это потрясающее умение так смотреть и дальше.

На открытии выставки Мария Юфа прочитала послание от Софии Азархи (сама она не смогла приехать в Петрозаводск). В послании художница, в частности, говорит, что, когда она делала эти работы, думала о радости жизни. И она очень надеется, что это будет заметно.

Это заметно!
Выставку Софии Азархи «Детский альбом» нельзя пропустить. Обязательно сходите в Городской выставочный зал (пр. Ленина, 19). Экспозиция открыта до 21 января.

Еще почитать
Made on
Tilda