«Вслух!»
Прошлое ворошили, на судьбу ворожили
Любители таинственных и страшных историй будут довольны

текст: Маръа Малми
Асия Арсланова. «Аул». Издательство «Волчок»
Сегодня все, у кого дети малые, могут расслабиться. Давайте прочитаем книжку для тех, кто постарше! Я выбрала «Аул» молодой писательницы из Башкирии. Он для подростков, но не для слабонервных.
Время, в которое разворачивается повествование, точно не названо. Взрослые сразу сообразят, о чем примерно идет речь. А детям это не важно. Скажем условно: было это давно. Вполне достаточно, чтобы сразу напустить туману, а заодно оправдать все то великолепие древности, которое так просится в книгу с персонажами местного фольклора – там и одежда другая, и еда, и уклад дома, и запахи, там все другое, и нет, наконец-то, этих бесконечных смс по любому поводу.
иллюстрации к книге «Аул», художница Настя Николаева
Вам доводилось слышать про шурале? Это их местные лесные чудища. Мы в Карелии с детства про Хийси знаем, а у них свои герои. И узнать об их нравах будет страх как любопытно. И страх нас будет подгонять. Непросто захлопнуть эту книгу. Хочется еще и сверху прижать чем-нибудь потяжелее. Чтобы прыткий артак не вылез, уж больно натурально они выписаны.
иллюстрации к книге «Аул», художница Настя Николаева
В аул судьба приводит сироту. Паренек Сашка поначалу всем чужой, но постепенно осваивается. Но тут в ауле происходит ужасное и таинственное событие. Обвинить чужака проще всего. Но мы ведь знаем, что в самых страшных злодеяниях виновны обычно не чужаки, не духи, не лесные чудища. А тайны прошлого.
Асия Арсланова

Сашка с духом хлева давно сжился. Вот как узнал от дядьки Миргали про старика Занге, так и стал оставлять ему что-нибудь подкрепиться: крошки хлеба, плошку молока. Привык к его играм с телятами и ягнятами, к шарканью ног, к ворчливым речам.
Просыпаться летом было самое сладкое. Солнечные лучи лезли из каждой щели в стене. Пчёлы танцевали в воздухе, жужжали, подыгрывали себе на варганчике. Пахло молоком, пахло
сухой травой, пахло тёплым деревом.

Сашка развязал тряпицу с запасами.
— Эй, старик Занге! — позвал тихонько. — Ты где? Будем есть?
И тут пчелиным наигрышам пришёл конец. Воздух, полный солнца и травяной пыли, дрогнул от крика. Истошного, задыхающегося, дурного. Сашка вспрянул, выбежал из хлева. Перед ним лежал всё тот же двор дядьки Миргали: летняя кухня, баня, клеть, загон… арба, ещё не распряжённая лошадь.
Сашка несмело заглянул в дом и увидел странную картину: полог был отдёрнут, дядька Миргали и тётка Насима стояли на коленях перед урындыком. Девчонки-раззявы, понятно, ещё спали, лежали рядочком, но зачем было так становиться и глядеть на них?

Читать «Аул» непросто, там встречается незнакомая лексика. Но к этому быстро привыкаешь, перешагиваешь эти коряги, и они уже не цепляют тебя за ноги, и ты все бодрей бежишь вместе с героями дальше, чтобы узнать не только – чем же все закончится, но и с чего же все это началось! Незнакомые слова – «улым», «ястык», «абыстай» – звучат для нас на сказочный манер, поэтому мы сразу погружаемся в книгу, ныряем с головой. Впрочем, Асия Арсланова милосердно составила для читателя примечания, загляните в конец книги. А художница Настя Николаева создала такие иллюстрации, что мы точно не потеряемся.
Марии Папаянни «Одинокое дерево» издательства «Самокат».
«Аул» созвучен книге Марии Папаянни «Одинокое дерево» издательства «Самокат». Нет, там нет фольклорных героев, но зато тоже есть тайны прошлого, которые тянутся, цапают героев за руки, не дают дышать в полную силу, нагибают к земле. Мальчишка Симон находит силы, чтобы защитить честное имя человека, который стал ему дорог. И это – полоумная старушка, которая живет на отшибе. Вы можете подумать, что мальчик и старушка – это не то, о чем мечтает прочитать современный подросток. Вы сильно ошибетесь, если так подумаете.
Мария Папаянни
Как бы было хорошо, если бы ни у кого никогда не было злых тайн! Если бы никто никогда не совершал поступков, за которые потом всю жизнь стыдиться, каяться, скрывать их, чтобы свои не узнали. Чем больше тайн, тем больше страдают невинные, которые невольно становятся втянуты, запачканы чужими поступками. А чтобы сохранить свои страшные тайны, некоторые герои начинают терять самое важное – себя.


Вообще-то, нам всем время от времени не мешало бы задаваться вопросом: «Сам-то я кто? Может, уже шурале? Или во мне еще достаточно человеческого?» Если хотя бы изредка задавать себе такие вопросы, в мире появится надежда, что мы сумеем передать все лучшее нашим детям в не сильно испорченном виде.
А теперь… Вангую! Так называется наша веселая подрубрика. Предлагаем вам выбрать страницу книги (от 7 до 272), а также строку от 1 до 20 (от начала или от конца). И мы погадаем по книге. На этот раз – по книге «Аул». Ее автор Асия Арсланова ответит первому, кто напишет комментарий, который будет выглядеть примерно так: «страница ХХ, строка ХХ от конца/начала». Мы хотим, чтобы выдернутые из книг фразы послужили толчком или для предсказания, или для пожелания, которые сделают авторы.

В прошлый раз мы ванговали по книге Анны Анисимовой «Истории Цветного проезда». Первой комментарий оставила наша читательница Елена Рогалевич. Она загадала: «страница 251 строка 5 сверху». Это обрывок прямой речи: «…ведь он же там, за мостом!»  Вот что написала Анна: «Как интересно посмотреть на слова героев отдельно от истории! Здорово, что выпали именно эти слова. Я думаю, они о том, что кто-то созвучный тебе или что-то важное для тебя – рядом. Буквально через мостик. Оглядись! А потом пробеги по этому мостику – и вот, рядом уже ты. Я от всей души желаю вам в Новом году побольше замечать или строить такие мостики – чтобы в жизни было как можно больше хороших людей и того, что нужно именно вам».
Елена Рогалевич
Маръа Малми
Спасибо Анне Анисимовой, спасибо читателям! Ждем ваших комментариев, пожеланий и предложений. Всем счастья в Новом году! Ваша Маръа Малми.


События
Made on
Tilda