Драм энд Бейс и атомный Петрозаводск

По просьбе «Арки» поэт и организатор арт-событий в городе Саша Шну рассказывает о музыкальном жанре drum&bass и беседует с ветераном карельского D&B авангарда DJ Atómic(ом).

Текст: Саша Шну
Музыкальное направление появилось на рубеже 1980-90х годов в Великобритании и быстро завоевало сердца рэйверов, в первую голову, благодаря своему драйву, корни которого глубоко сидят в почве breakbeat и jungle, которые в свою очередь испытали неслабое влияние регги, даба и хип-хопа.

Само название drum&bass отражает основные элементы стиля – это история мощных ударных ритмов, глубоких басовых партий и электронных мелодий, энергичная динамика и неиссякаемый потенциал креативности.

Начиная с середины 1970-х, музыканты и продюсеры начинают экспериментировать с брейкбитами – разделением ритмической основы музыки на отдельные ударные инструменты, часто брав за основу джаз, фанк или ритм-н-блюз, что давало новые возможности компиляции и позволяло создавать интересные звуковые эффекты… Но тут мы, пожалуй, остановимся, чтобы поболтать с настоящим ветераном карельского D&B авангарда.
DJ Atómic, фото: М.Никитин
- Привет, прекрасный, давай знакомиться!

- Хай, я - DJ Atómic. В jungle/ drum&bass культуре я с конца 1990-х и по настоящий момент. Коллекционер музыки на виниле. В прошлом - организатор мероприятий, дизайнер нескольких сотен афиш для клубных событий, иногда немного пишу музыку для себя.

Более 10 лет я женат на главной саппортере моего музыкального увлечения. Олеся любит DNB чуть меньше, чем меня, и всегда поддерживает меня на танцполе. Она не пропустила ни одного моего выступления без уважительной причины. Вместе мы воспитываем нашего 5-летнего джанглиста Эрика. Сын уже начинает посещать музыкальные мероприятия, которые мы организовываем или где я участвую как DJ.

- Казалось бы где drum’and’bass и где Карелия…

- Карелия, как и многие другие замечательные республики и страны, занимают своё место на карте мира. Так же и drum&bass занимает своё место в сердцах его фанатов. В настоящее время у DNB нет единой прописки, цифровые достижения человечества сделали этот некогда исключительно UK (прим. United Kingdom) жанр доступным в любом уголке планеты. В разном регионе жанр может пробрести национальный колорит или специфичный музыкальный окрас, дифференцируясь от статичного и однообразного звучания. Продюсеры по всему миру делают музыку без границ для ее слушателей.
DJ Atómic, фото со страницы Макса Симонова
- Как и когда вы познакомились с этой музыкой?

- Именно как слушатель и я начинал свой путь. Первые соприкосновения с жанром jungle произошли в конце 1990-х. Я случайно зацепился ухом за композиции, что иногда играли диджеи первых клубов Петрозаводска: Дискосад, Neo, ДК «Машиностроитель». Сначала такую музыку искал по знакомым, в различных пиратских кассетных сборниках, на развалах рынков. Искать было её непросто: Интернета нет, на MTV такой формат был редким гостем, среди школьных друзей этот жанр не был в фаворитах. Радиоэфиром тогда правила «Европа Плюс», у которой долгое время был запрет на такую музыку.


Многие продавцы «такое» вообще не продавали, оно и понятно - это не был масс-маркет топ-чартов радиостанций в России. Часто они просто не понимали, что именно ты хочешь, и втюхивали тебе Евроденс-сборники. В некотором смысле, в нашем Петрозаводске был информационный вакуум по UK музыке. Даже если ты случайно слышал композицию, ты не мог найти ее названия и не имел ни малейшего понятия, о том, кто ее написал. Не было приложения Shazam, современных стриминг сервисов, чтоб сразу в пару кликов найти, что ты услышал 10 секунд назад. Спустя более чем 25 лет, я до сих пор нахожу те самые неизвестные мне треки, которые переписывал с кассет друзей, и еще не все нашел.
- Как вы начали играть эту музыку?

- Нужно понимать, что в тот период, иметь DJ-оборудование и винил в домашних условиях было роскошью, поэтому покрутить первые пластинки обычно удавалось в клубах перед мероприятиями. Брал небольшую сумочку и на клубном оборудовании при небольшой громкости страдал, осваивал науку сводки. Некоторые ребята по цеху скидывались и покупали один базовый комплект в складчину. Собирались на квартирах, обменивались новинками, слушали то, что сами приобрели.
трек DJ Atómic
Я долгое время предпочитал быть организатором мероприятий и привозить столичных DJ и артистов из Англии. Регулярно играть на публику стал со второй половины 2000-х. Учился, кстати, на House музыке - так мне было проще понять, что делать, привыкать к шагу питча (что-то вроде высоты звука, грубо говоря, - прим. авт.), куда подкручивать, как подтормаживать и прочее. Потом об этом уже не думаешь, это больше автоматизм, знание материала, мышечная память, раскладывание пластинок в сумку перед сетом, как треков в плейлисте, любимые отыгранные пары пластов с удачными double drop (когда одновременно звучат более 2 песен, - прим. авт.) находками. Это, кстати, - одна из черт DNB миксов, когда DJ играет материал не последовательно, конец трека с началом следующего, а умышленно сводя одновременно от 2 до 4 треков, отрезая частоты на микшере таким образом, чтоб одна композиция дополняла другую на лету. Обычного слушателя на танцполе техника Double Drop сведения может ввести в заблуждение, публика думает, что играет неизвестный им ремикс. Этой техники придерживаюсь и я.
микс DJ Atómic
- Что же такое драм-н-бэйс вообще, как готовить и с чем подавать? Чем он отличается от других музыкальных жанров? Чем привлек именно тебя?

- Форма этой электронной музыки настолько безгранична, что я не могу назвать другой такой же жанр, который умеет так впитать в себя другие окружающие жанры будь то rap, rock-metal, trance, house, techno, reggae-dub, переварить их и выдать новое звучание. Именно эта многогранность заставила меня остановиться именно на нём. Как мне кажется, в DNB любой сможет найти для себя любимое звучание, там есть из чего выбрать, более десятка поджанров. DNB всегда мутирует вместе со временем, трансформируясь к потребностям публики и ее актуальным вкусам, эти изменения могут не всегда устраивать "староверов", но звучание Drum & Bass остается актуальным. Не нравится новое? Слушай старое, музыка не имеет срока годности. В своих миксах я часто свожу новинки прошедшей недели со старыми, порой незаслуженно забытыми или недооцененными в своё время треками. Люди на танцполе могут не догадываться, что они сейчас отрываются под трек, который старше их самих.

Я не являюсь ксенофобом, в обычной жизни я слушаю разную музыку. Наверно, мало кто из посещающих наши мероприятия, может представить меня слушающего Simply Red, Philip Collins, Journey или Meat Loaf. Но за 30 лет я прошел путь через тысячи треков разных направлений и определился со своим внутренними демонами и ангелами, которых выпускаю на танцполе в форме Drum & Bass .
DJ Atómic, фото: М.Никитин
- Какова специфика жанра?

- Один из самых часто заданных за DJ-карьеру (хотя я её такой не считаю, это больше хобби) мне вопросов, от людей, знакомых с жанром поверхностно или недавно, такой: «Как под это танцевать?» В зависимости от поджанра, DNB может быть от 160 до 200 BPM (ударов в минуту, - прим. авт.). Против привычных многим 125-140 BPM в House музыке это кажется нереально быстро, и по привычке люди пытаются попасть в каждый kick (удар? –прим. авт.) ударных. Такой подход вызывает аритмию, и, чтоб продержаться на танцполе в таком ритме, нужна недюжинная физическая подготовка. Двигаться под DNB проще, чем кажется, скорость делится на два. И это уже не 180, а всего 90 BPM, как в rap-музыке. Можно просто покачиваться из стороны в сторону. Со временем ритм подскажет, как телу двигаться дальше. У некоторых людей эта музыка работает изнутри: ты просто чувствуешь этот ритм, синхронный твоему сердцу, и неосознанно принимаешь его вибрации, тебя просто качает.
При желании можно освоить различные техники DNB Step, такие как skunk step, x-outing, подсмотреть немного shuffle и комбинировать. Один из самых знаменитых в электронной музыке 90х танцев The Prodigy Dance тоже сойдет.
- Давай чуток ретроспективы: как давно, где и как возникла идея проводить мероприятия такого формата у нас в городе?

- Первое своё DNB-мероприятие наша промо-группа «Music Hazard» совместно с «BreakThruCru» провела в 2004 году. Тогда нам помогли друзья, через которых мы нашли спонсоров, помещение, а звуковое и световое оборудование нам безвозмездно предоставила «Фабрика Грёз». Вертушки и микшер ребята принесли из дома. Первое мероприятие прошло вполне успешно, и мы стали проводить их на регулярной основе в разных клубах города: «Протон», «Филин», СКК, Экспоцентр, «Поршень», Peshkov Street. Часто это были мультижанровые вечеринки, когда было несколько танцполов, на одном из которых обязательно звучал DNB.


В течение пары лет при поддержке Electroshock Promo и San Antonio в клубе «Филин» мы вышли на крупный формат с серией вечеринок Fuck Glamour. На этих мероприятиях основной танцпол был отдан исключительно ломанным ритмам и хедлайнерам DJ из Санкт-Петербурга. В 2006 году мы пригласили артиста из Великобритании DJ Clipz (Redlight). Через несколько месяцев на трехлетие промо группы «Music Hazard» был приглашен DJ Danny Byrd. Примерно до 2008 года мы продолжали делать небольшие мероприятия, пока у меня не прошел личный интерес к организации. В последующие года я больше вкладывался участием в мероприятиях и после временно покинул сцену, дав путь молодым. Но продолжал каждую пятницу играть на онлайн-радио для интернет слушателей, и регулярно записывая новые миксы.

Обратно за DJ стол меня вернула моя жена, ей хотелось танцевать под любимую музыку. По этой причине я перестал отказываться от предложений поиграть публично и понемногу вернулся обратно в строй. Последние 10 лет стараюсь не пропускать возможности поиграть DNB и другие любимые жанры: UKG, dubstep.

Сейчас мероприятия проводятся в «Прогрессе» и «Культуре». Дополнительно к этому мы озвучиваем спортивные мероприятия города и республики: Ecofest Ruskeala и Karelia Tri.
DJ Atómic, фото со страницы в ВК
- С каких носителей играете? Насколько велики личные коллекции?

- Из-за особенности стиля сводки и ожидания публики «развала» на танцполе», я предпочитаю играть с цифровых проигрывателей. Дома играю с винила, для души, так сказать.

Я коллекционирую исключительно jungle и DNB винил (на другие жанры супругой установлен запрет). Примерно 70% пластинок - это редкие, «ограниченные» и цветные, издания. На сегодняшний день моя домашняя коллекция насчитывает более 500 пластинок, приобретенных примерно за три года. В 2009 году я имел неосторожность продать большую часть своей виниловой коллекции и музыкальное оборудование, на котором играл. Заново я стал копить винил с подачи жены. Олеся подарила мне ограниченное репресс-издание одной из любимых композиций Marvelous Cain – Everyday Junglist (feat. Bizzy Bee) (1997) и случайно запустила маятник коллекционера.
- Как вам кажется, набирает ли этот феномен обороты со временем? Какая динамика вовлечения слушателей и танцоров нынче у нас?

- DNB-мероприятия на несколько десятков тысяч человек раньше проходили в границах Англии. Теперь же самые крупные фестивали, такие как Rampage, Let It Roll, Hospitality, Boomtown, Innovation In The Sun, Liquicity, Tokyo World успешно гремят по странам Европы, в США, в Японии. За границей и на родине жанра проходят сотни мероприятий. На моей памяти это уже третий виток популярности жанра, который пока не доскочил до нас.

К сожалению, из-за высокой конкуренции, других развлечений и просто предпочтений публики, жанр не собирает должного количества, которого хотелось бы видеть нам, или как было в лучшие клубные дни города П. Особенно заметно, что женская аудитория сократилась. На танцполе преимущественно мускулинная публика.

DJ Atómic, фото: М.Никитин
- Насколько актуальной остаётся жанр?

- Сейчас современному поколению предоставлено огромное количество источников музыки, где можно бесплатно или за смешные деньги найти миллионы композиций разных направлений. Люди делятся музыкой, а современные алгоритмы предлагают им, что слушать дальше. Текущее молодое поколение предпочитает другую музыку, для меня иногда неинтересную по смысловой нагрузке. Пропаганду секса, вещизма, нецензурщины для неокрепшего потребителя я, увы, не могу понять. По этой причине я очень ценю вкус людей, которые среди всего ассортимента осознано выбрали DNB музыку.
Актуальность жанра DNB в России сейчас незначительная. В целом клубная стагнация в стране уже не первый год. Жанры с меньшей аудиторией выживают хуже поп сцены. При этом за границей все прекрасно. Ради интереса посмотрите открытие фестивалей Let It Roll, чтоб иметь представление о масштабах.

Увидеть DJ Atómic можно 30 марта, он проводит первое своё с 2009 года мероприятие https://vk.com/bangers_and_rewinds_3003


События
Made on
Tilda