«Сложно относиться объективно к самому себе»

Интервью с хореографом Викторией Арчая.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
В Музыкальном театре Карелии прошла премьера современного балета «Вертикаль», основой которого стал текст пьесы Александра Островского «Снегурочка». «АркА» писала о спектакле сразу после просмотра.

Перед спектаклем мы поговорили с постановщиком балета Викторией Арчая об идее спектакля и контексте его создания.
спектакль "Вертикаль" , фото: М.Никитин
- Вы поставили спектакли про Антонио Гауди, про Чарли Чаплина, Фриду Кало. Как появилась идея балета про Снегурочку?

- Мне в целом нравится любое проявление современного танца. Интересны абсолютно разные темы, будь то архитектура, изобразительное искусство или литература. Здесь мы отталкивались от пьесы Островского. Идея появилась на лаборатории «Тело в главной роли», которая проходила в Калуге, как часть фестиваля Большого театра DanceInversion. Задача после лаборатории была такая: взять пьесу «Снегурочка» и, оттолкнувшись от нее (следуя фабуле или просто исходя из какого-то собственного чувствования, видения), предложить свою художественную версию на питчинге. В проекте участвовало несколько хореографов. Над идеей мы работали с драматургом Маргаритой Мойжес, в течение полугода создавали презентации, референс на костюмы, сценографию и так далее, собирали творческую команду. Потом на питчинге каждый хореограф в течение 10 минут презентовал свою идею. Презентации отправляли в разные театры. Мне посчастливилось попасть в Музыкальный театр Карелии.
хореограф Виктория Арчая, фото М. Никитин
- Как можно сформулировать вашу идею?

- Мы решили взять две главные линии – Он и Она. Дева и Юноша. Наша Снегурочка – из талой воды, очищенная, наивная, почти ребенок, светлая хрустальная.

У нас нет Леля, Купавы и других персонажей. Есть как бы берендеи, но они общие – из любого культурного пласта. И у нас история о том, как Дева пытается условно согреться, вочеловечиться, научиться чувствовать, научиться ритуалам, обрядам у условных наших берендеев - у людей. Прикоснуться к ним. И она встречает Юношу, влюбляется. Зрелость связана с метафорическим восхождением по вертикали.
спектакль "Вертикаль" , фото: М.Никитин
В этом году у меня получились две абсолютно разные «Снегурочки». Одна идет в Большом театре, другая здесь, и это два крайне разных процесса. В Большом театре мы выпускали условно «ортодоксальную» «Снегурочку» такой, какой она была изначально создана, когда Большой и Малый театр объединились. Там у нас большой проект, его режиссер - Алексей Дубровский. Я была приглашена как хореограф и режиссер по пластике. Там у нас были и драматические актеры, и хор, и танцовщики.
хореограф Виктория Арчая , фото: М.Никитин
- Насколько сложно в современной хореографии найти свой язык? Существуют ли здесь штампы?

- Мне всегда хочется создавать уникальную телесность, искать свое именно решение, но я понимаю, что, если я в лексике зашла в принцип Хосе Лимона или вдруг у меня случился низкий поклон Пине Бауш, почему нет? Я буду счастлива соприкоснуться с ней в этой работе, потому что меня вывел сюда поток. Но я не поддерживаю осознанный плагиат. Есть, к примеру, хореографы, которые принципиально не смотрят работы своих коллег, чтобы сохранить чистоту своего стиля. Иногда приходится изобретать велосипед. На самом деле, сложно относиться объективно к самому себе. Наше искусство имеет какие-то общие законы композиции, но насколько далеко от этого мы можем гулять, - это интересно.
спектакль "Вертикаль" , фото: М.Никитин
- Можете рассказать о том, что вас вдохновляет, какие цели вы ставить себе?

- Я очень счастливый человек, потому что всегда мечтала жить в театре. Иногда мне хочется в отпуск, хочется побыть дома, погулять с собакой хотя бы два дня подряд, а не один раз ее увидеть между самолетом и поездом. Но я счастлива ездить в разные театры, знакомиться с танцовщиками разного бэкграунда, проживать какие-то периоды в разных городах. Я мечтала о таком бесконечном путешествии. Был момент, когда мне хотелось вырастить свою труппу, потом это ушло. Может, потом снова случится – не знаю. Пока мне нравится это путешествие.


События
Made on
Tilda