БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА НАТАЛИИ АНТИПИНОЙ

О «полетах», которыми управляет в театре помощник режиссера, «АркА» разговаривает с Наталией Антипиной.

Текст: Лариса Сураева, фото: М.Никитин
До недавнего времени мы знали Наталию Антипину только как актрису Независимого театра Ad Liberum, как Снегурочку, как участника музыкально-поэтических встреч. Сейчас она управляет «переменами», поворотным кругом, светом и звуком на спектакле. Она – помощник режиссера в Музыкальном театре Карелии.
Помощник режиссера – капитан театрального действа. Перед началом проверяет готовность: на месте ли артисты и технические службы, декорации и реквизит. Во время спектакля рабочее место помрежа – в кулисах за пультом. Команды на своевременную перемену декораций, света, звука и всего другого, предусмотренного режиссером – дело помрежа. В случае внештатных ситуаций ему нужно быстро принять решение. Порой от фразы «Я всех приветствую! Пять минут до начала репетиции, все занятые, прошу на сцену» до «Спектакль закончен. Всем спасибо!», кажется, проходит целая вечность. Фраза в театральной программке «Спектакль ведет…» – о нем, помощнике режиссера. И этой профессии не научат ни в одномв учебном заведении.

– Вас знают в Петрозаводске как актрису Независимого театра Ad Liberum. Как вы стали помощником режиссера в Музыкальном театре?

- Случайно. В 2020 году все «отдыхали» на карантине, театр Ad Liberum остался без государственных дотаций. Нужно было искать работу. Поскольку у меня есть музыкальное образование, мне вполне подходило стать музыкальным работником в детском саду. Я даже выбрала детский сад недалеко от дома и сходила на собеседование, они были очень рады. И вдруг узнаю, что директор Музыкального театра ищет помрежа. Первой реакцией было: «Нет, не согласна». Потом подумала – почему нет? Когда-то я даже мечтала, что на пенсии буду помощником режиссера…
– Неужели девочка действительно может мечтать стать помощником режиссера?

- Я кем только не мечтала стать! Режиссером стать тоже мечтала. Мои родители были солистами Сыктывкарского музыкального театра, брали меня с собой на работу. Режиссер театра Наталья Печерская в зале очень много курила. И вот я приходила, рассаживала игрушки, сворачивала себе папироску – играла «в режиссера».
Потом выяснилось, что я театр не люблю! Мама с папой всегда там, ни утром, ни вечером их дома нет, летом и зимой они на гастролях… Я стала мечтать о другом, о криминалистике, фармацевтике, медицине. Даже всерьез готовилась к поступлению в медицинский! Но все же театр вернулся в мою жизнь.

– От судьбы не уйдешь?

- Да, будьте осторожны в своих желаниях! С Музыкальным театром Карелии у меня мистическая связь – я все время туда возвращаюсь. Началось с того, что в 1996 году я приехала в Петрозаводск поступать в музыкальное училище. У знаменитого дерева «с ухом» на набережной, куда можно шептать желания, глядя прямо на театр, я сказала: «Хочу работать в этом театре». Прошло четыре года, я окончила музучилище, пришла работать в театр сначала артисткой хора. Был период, когда я там работала костюмером. Потом сбылась моя мечта – я стала драматической актрисой! В театре Ad Liberum появились роли и роли немаленькие. В моей жизни все всегда складывается наилучшим для меня образом.
– Кто вам помог освоить работу помощника режиссера?

- Я пришла не на пустое место. Здесь помрежами работали долгое время Вера Райз и Надежда Уранова. Сначала я садилась рядом и смотрела, как они ведут спектакль. Честно скажу, поначалу не столько следила за работой, сколько «залипала» на сцену! На следующую репетицию я садилась за пульт сама, а рядом сидел опытный человек.
В сентябре я пришла в театр, а в ноябре уже начала вести спектакли. Поначалу была в шоке. У меня в клавире написана команда, но что получится, я не знаю. Надо отдать должное монтировочному цеху Музыкального театра, они поддерживали меня и «вытаскивали» из разных ситуаций. Я им очень благодарна.

– Сколько помрежей нужно в театре?

- Сейчас мы работаем вдвоем с Максимом Сосновенко. При этом я продолжаю работать в Ad liberum, а Максим учится в консерватории. Мы планируем работу исходя из нашей занятости и без проблем выручаем друг друга, гибко делим спектакли. Максим – человек очень заинтересованный, горит своим делом, и мы с ним прекрасно договариваемся.

– Как вы делите спектакли? Замена коллеги для вас форс-мажор?

- Любой из нас может взять любой спектакль. Есть только один спектакль, в который Максим пока не ввелся – балет «Анна Каренина». Он идет редко, очень сложен технически. Сколько уже работаю, я каждый раз волнуюсь перед его началом. Всегда перед оркестровой репетицией беру домой клавир, ставлю видео, перепроверяю все, вспоминаю особенные моменты. Это еще и мой любимый спектакль, обожаю солистов, которые в нем танцуют. Алевтина Касаткина – прекрасная Анна!
– Какие спектакли еще считаются сложными?

- Например, опера «Паяцы», потому что все перемены действия происходят на поворотном круге. Круг идет с разной скоростью, проходит инерцию – нужно его «поймать», чтобы совпали метки. Не совпадут метки – не совпадут световые картинки, артисты окажутся в темноте.

– Как вы общаетесь во время спектакля со службами?

- С осветителямичаще всего я разговариваю цифрами. Допустим, «свет пять» – у них все компьютеризировано, они дают картинку пять. Монтировщики знают свою развеску по штанкетам, я могу дать просто команду «перемена», они все делают сами.
Перемену декораций нужно подготовить заранее. Я слежу за действием по тексту клавира и за несколько страниц до смены декораций даю команду «готовим перемену». Штанкеты ручные, их нужно отвязать, приготовить, какое-то время их держат на руках. Сразу не получится.
Когда приходят новые люди, то начинаешь говорить подробнее: «Ребята, перемена. Будем поднимать такой-то штанкет, опускать такой-то…» Но это чрезвычайные случаи, монтировщики обычно новых людей вводят сами.

– Как перемену декораций между картинами замечают артисты оркестра, находящиеся в оркестровой яме?

- Есть специальная кнопка – она располагается на стене ямы, там, где стоит фортепиано. Дирижеру надо не забывать на нее поглядывать. Концертмейстер оркестра за этим тоже следит, подсказывает дирижеру: загорелась кнопка – пора.
– Что написано в клавире, по которому работает помощник режиссера?

- Обычно помрежи в клавире прописывают все «от и до». Даже по действию – например, «вышел хор». Написано, в какой момент готовить перемену, в какой момент она идет.

– Если сломается пульт, что тогда?

- Было такое. Слава богу, что на репетиции! Балет «Алиса» - спектакль непростой, много перемен, у монтировщиков работа сумасшедшая: они в антракте за 20 минут снимают полностью все декорации. И вот сломалась связь. Я пошла к пульту монтировщиков, стояла рядом с ними и говорила, когда какая перемена, когда что опускаем-поднимаем. Другой вариант в таком случае – работать по рации.

– Что подходит под категорию «ужас помрежа»?

- На самом деле «ужасов» очень много, но «самый ужасный ужас» – травмоопасные ситуации. У меня была такая ситуация на балете «Алиса». Случайно задели штанкет, и стал отрываться белый пластик декораций. Внизу танцуют, по технике безопасности надо закрывать занавес, но я вижу, что монтировщики уже начали работу. После того как танцовщики ушли с опасного места, мы опустили «супер» (занавес, сделанный из специальной ткани, скрывающий сцену от зрителей при фронтальном освещении, - прим. авт.) примерно на полминуты. И за эти полминуты наш монтировщик Женя успел взлететь наверх и все починить. Когда «супер» поднялся, у нас уже все было в порядке. И только после этого я поняла, что меня все это время колотило мелкой дрожью. Потом мне говорили: «У вас железные нервы!» Так только кажется.
–Ваш характер позволяет вам в работе?

- Я бы не сказала, что я такой уж хороший помощник режиссера. Мне иногда не хватает жесткости. У меня не было ситуаций, когда я должна была ругаться, повышать голос. Если бы так происходило, я бы не смогла работать. У нас замечательные цеха, к нам всегда приезжают понимающие режиссеры, которые не требуют чего-то нереального.
Я по жизни человек очень спокойный, не подверженный стрессам, ярким переживаниям. Как было сказано в одном кино: «У каждого свои недостатки». Не знаю, существует ли идеальный работник, наверно, искусственный интеллект когда-нибудь создаст идеал. Мы все люди. Я однажды заснула за пультом! На репетиции. Даже плохо помню, какой был спектакль, Саша Королева тихонько разбудила. На спектаклях, конечно, такого нет, там другая собранность, другая ответственность.

Чтобы хорошо работать здесь, нужно любить театр. Никто не отменяет ненормированный график работы. Была такая ситуация: переписывали видео на «Руслана и Людмилу» – видеоцех, осветители и я разошлись в районе двенадцати ночи. В театре невозможно без самоотдачи.

– Для помощника режиссера музыкальное образование обязательно?

- В музыкальном театре помрежем может быть только музыкант. В драматическом не обязательно. Например, в театре Образцова помреж – бывшая балерина.

– А что еще желательно иметь? Хорошую память?

- Память – безусловно. Еще должна быть пунктуальность. Мы всегда приходим стабильно за час до спектакля или репетиции. Бывает, что и пораньше, в зависимости от сложности спектакля. Важно быть готовым к многозадачности, уметь абстрагироваться. Меня, например, не раздражает параллельный шум, когда кто-то разговаривает за спиной, когда тебе один в одно ухо говорит, второй в другое, а у меня в это время перемена. Понятно, что за кулисами нужно соблюдать тишину, но на репетиции, бывает, артисты расслабятся и разговаривают о своем. Есть люди, которых это раздражает. Меня – нет.
– Публика может из зала заметить вашу возможную ошибку?

- Вряд ли. Ну, только если ошибка кардинальная. Например, если не дай бог, на опере «Паяцы» отключается поворотный круг - вот еще один страшный сон помрежа. Это может случиться, если открыта дверь в комнату машинерии. Такова система безопасности, и в данном случае круг не работает. На репетициях такое случалось.
Однажды на «Красавице Насто» я должна была повернуть круг на сцену с Водяным. Он не сработал, я монтировщикам кричу по громкой связи: «Ребята, не работает круг!» Хорошо, Водяной догадался забулькать в микрофон и выйти. Потом монтировщики добежали до той двери, через коридор, закрыли ее – круг включился, и дальше все пошло нормально. Думаю, в данном случае зрители не заметили проблемы, потому что артисты и технические службы быстро сориентировались.

– Есть особенное действие, которое надо обязательно выполнить перед спектаклем?

- Перед любым спектаклем, не только в Музыкальном театре, я должна где-нибудь в уголке прочесть «Отче Наш». Это моя привычка. Если я этого по какой-то причине не сделала, мне некомфортно, я стараюсь улучить момент, сосредоточиться и, хотя бы про себя, проговорить молитву.
– Как можно обозначить работу помощника режиссера одной фразой?

-  Мне кажется подходящим такое название - Центр управления полетами.


События
Made on
Tilda