«Зины» XIX века, или История одной коллекции
Перед 1 апреля рассказываем про особо редкие предметы из Отдела редкой книги Национальной библиотеки Карелии, которые библиограф Елена Вознесенская сравнивает с «троюродными дядюшками по бог знает какой линии», невесть как оказавшимися на семейной фотографии.
«Зины» XIX века, или История одной коллекции
Перед 1 апреля рассказываем про особо редкие предметы из Отдела редкой книги Национальной библиотеки Карелии, которые библиограф Елена Вознесенская сравнивает с «троюродными дядюшками по бог знает какой линии», невесть как оказавшимися на семейной фотографии.
текст: Елена Вознесенская
Только что отметили 8 марта, а на горизонте уже замаячил новый праздник – 1 апреля, и в связи с этим давайте поговорим о чем-нибудь несерьезном.

Известно, что издания подразделяются на непериодические (книги), продолжающиеся (например, сборники, выходящие под одним и тем же названием выпуск за выпуском) и периодику (журналы и газеты). В каждой библиотеке собираются и хранятся все эти виды печатной продукции, но порой в фонд попадает нечто такое, что заставляет библиографа поломать голову. В некоторых библиотеках существуют даже целые коллекции таких не вполне профильных предметов. Любимая нами московская библиотека имени Н.А. Некрасова (в просторечии «Некрасовка») не только хранит открытки, спичечные этикетки, меню и пригласительные билеты, конфетные фантики и прочую упаковку, но и регулярно цифрует все эти объекты в своем проекте «Электронекрасовка»
Во многих областных библиотеках существуют коллекции закладок как сопутствующей книгам атрибутики. В Секторе редких книг Национальной библиотеки Карелии такой коллекции нет, но и у нас есть странные предметы, которые находятся в книжном фонде, были оформлены и взяты на учет как книги, но при этом в прямом смысле слова книгами не являются. Мы никогда не показываем их на экскурсиях, они почти не появляются на книжных выставках, но они есть, как есть на большой семейной фотографии где-нибудь в уголочке троюродный дядюшка по бог знает какой линии. Сейчас самое время взглянуть на этих необычных родственников обычных изданий.
Так, в нашем фонде хранится альбом, озаглавленный просто и незатейливо – «Альбом картин».
Так, в нашем фонде хранится альбом, озаглавленный просто и незатейливо – «Альбом картин». Это условное название, некогда придуманное библиографом, чтобы можно было хоть как-то идентифицировать этот экземпляр. У него нет титульного листа, поэтому он изначально и был описан, как издание «без места» и «без года», то есть неизвестно где и когда на свет появившееся. Судя по маленькому инвентарному номеру (№ 44), он попал в библиотеку уже очень давно. Это явно самодельный альбом, на переплет которого с двух сторон были аккуратно наклеены одинаковые картинки. Вырезанные откуда-то портреты принцессы Августы Виктории и принца Фридриха Вильгельма (подписаны «Prinzessin Auguste Victoria» и «Prinz Friedrich Wilhelm»), то есть будущего последнего кайзера Германской империи и короля Пруссии Вильгельма II и его супруги, украшают переплет альбома в общей сложности четыре раза – по два на каждой переплетной крышке. Принц Вильгельм Прусский вступил в брак со своею «розой», как он называл обожаемую невесту, 26 февраля 1881 года, что также отмечено на портрете («Vermählt am 26 Febr. 1881»). Только в 1888 году он станет кайзером, усы которого будут известны всей Европе, которого по этим усам будут безошибочно узнавать на фотографиях и карикатурах. Таким образом, портреты с переплета да и сам альбом можно датировать 1880-ми годами, а точнее, периодом с 1881 по 1888 год.
страница Альбома с наклейками
Альбом состоит из 23-х листов в пышных гравированных рамках, на которые наклеены небольшие видовые гравюры размером 6 × 9 см. На каждом листе по четыре иллюстрации с изображением разных мест – от городов Западной Европы до дальних окраин Российской империи, от княжеских палаццо до мечетей, лавр (христианских монастырей) и зороастрийских храмов. Все они подписаны по-русски. Например, на первом листе - четыре картинки: «Дом княгини Бутера в Палермо», «Сад княгини Бутера в Палермо», «Дом княгини Бутера из сада» и – внезапно – «Развалины древнего христианского храма в Кутаисе в Имеретии».

Вилла княгини Бутера в местечке Оливуцца на окраине Палермо была известна в XIX веке не только благодаря третьему браку ее хозяйки, красавицы Варвары Петровны Шаховской, вышедшей в 1835 году, как писал Пушкин, «за какого-то принца, вдовца и богача» (на самом деле Бутера не был ни принцем, ни даже итальянцем, но для захватывающей новости из Италии это ведь и неважно). Князь Бутера, увлекшись ботаникой, засадил сад в Оливуцце экзотическими растениями, которые он выписывал со всех континентов. Этот сад называли «вершиной садового искусства, квинтэссенцией флористического изящества», поэтому не удивительно, что он считался одной из достопримечательностей Палермо. Овдовев в третий раз, Варвара Петровна продолжала жить на вилле с компаньонкой, а в середине 1840-х годов даже предоставляла дом с садом для членов российского императорского семейства. Климат на Сицилии был хороший, воздух чист, сад прекрасен, и императрица Александра Федоровна за полгода проживания в Оливуцце значительно укрепила свое здоровье.
страница Альбома с наклейками
На втором листе альбома - сплошь экзотические виды: древний христианский храм в Пицунде (Абхазия), Сурамская крепость XII века в Грузии, мост через реку Ахтычай в Дагестане и мечеть в египетской Александрии. Далее так все и будет чередоваться: виды Палермо, Петербурга и его окрестностей, старых русских городов (Твери, Нижнего Новгорода, Воронежа), Закавказья, Средней Азии и Крыма. Больше всего в альбоме, конечно, видов Петербурга, но и пригороды столицы представлены достаточно широко: здесь и «воксал в Павловске» (этим словом обозначали не вокзал, а общественный сад для гуляний, «музыки», т.е. оркестров и т.п.), и остатки загородного дома светлейшего князя Потемкина-Таврического в Островках (кстати, новый хозяин имения означен в альбоме неправильно: Чоглов вместо Чоглоков), императорский дворец в Гатчине, дворец великой княгини Марии Николаевны в Ораниенбауме, Монплезир и Александрия в Петергофе, Детский остров, Камеронова галерея и статуя «Молочницы» в Царском Селе, Кронштадтская военная гавань, гвардейский лагерь в Красном Селе, дворец великого князя Константина Николаевича в Стрельне.
страница Альбома с наклейками
Некоторые гравюры посвящены памятным для России битвам и походам: изображение грозы над «шведской могилой» под Полтавой, русский лагерь при Шумле (в Болгарии во время Русско-турецкой войны 1806-1812 годов), один из эпизодов Кавказской войны. Другие носят чисто этнографический характер («Ярмарка в Тифлисе», «Карасубазарский базар (в Крыму)», «Храм гербов (огнепоклонников) близ Баку в Каспийской области»). Некоторые из них посвящены обычаям и забавам русских, такие как «Бег на Неве в С. Петербурге» (на льду реки устроен ипподром для соревнования рысистых лошадей за императорский приз) или «Русская национальная игра в жмурки».
страница Альбома с наклейками
Несколько гравюр почему-то пропущены – то ли так и не были наклеены, то ли впоследствии отклеились и потерялись. Так, вместо изображения Петровского дворца в Москве карандашом нарисован веселый монах и подписано «Палладий». Отсутствует гравюра и с видом Орианды (точнее Ореанды) – имения государыни императрицы в Крыму близ Ялты.

Кем был создан в XIX веке этот альбом? Каким образом он заполнялся? Нужно ли было его хозяину вклеивать отдельно приобретаемые иллюстрации в специально отведенные для них места наподобие нынешних «зинов» – самодельных журналов? А может, альбом в таком виде существовал изначально? Одни вопросы, что, впрочем, совершенно не умаляет ценности этих маленьких, но прекрасно выполненных гравюр.
Его «высокородное» происхождение бросается в глаза: книга одета в переплет из кожи прекрасного качества, рисунок на которой имитирует крокодилью, на верхней крышке вытиснены золотом крупные буквы «М.Х.» под княжеской короной.
Еще ранее в наш фонд попал другой альбом, также очень необычный. Его «высокородное» происхождение бросается в глаза: книга одета в переплет из кожи прекрасного качества, рисунок на которой имитирует крокодилью, на верхней крышке вытиснены золотом крупные буквы «М.Х.» под княжеской короной. Из русских княжеских родов лишь две фамилии начинались на букву «Х» – Хилковых и Хованских, поэтому можно предположить, что альбом принадлежал представителю одной из этих династий, возможно, Михаилу Ивановичу Хилкову (1834 – 1909), занимавшему пост министра путей сообщения Российской империи в 1895-1905 годах. Во всяком случае, книжное собрание этого человека было обширным, так как на нашем экземпляре стоит инвентарный номер 6451, то есть в личной библиотеке владельца было никак не менее шести с половиной тысяч книг.
В нем есть титульный лист, на котором указано название – «Armorial album» («Гербовый альбом»), место издания (Лондон) и издатель – фирма «Marcus Ward & Co». Изначально это была ирландская семейная фирма из Белфаста, быстро развернувшаяся и получившая международное признание благодаря качеству своей продукции. «Marcus Ward & Co» печатали в основном иллюстрированные книги (в том числе для детей), но настоящий успех к ним пришел после того, как фирма в 1860-х годах начала массово изготовлять красочные поздравительные открытки и календари. Производство их по-прежнему находилось в Белфасте, но в 1867 году компания открыла лондонский офис и выставочный зал в Ковент-Гардене.
титульный лист альбома
Наш экземпляр представляет собою альбом коллекционера, состоящий из 32-х листов, на часть из которых типографским способом нанесен рисунок с рамками. На одной странице это изображение увешенного щитами дуба, на другой – воинских трофеев (ружей, сабель, знамен), цветка или готической розетки, но на каждом рисунке оставлены пустые места, которые нужно было заполнять самостоятельно, что наш коллекционер и сделал.

Более двадцати листов сплошь покрыты с обеих сторон гербами, монограммами и вензелями самого разного рисунка и фактуры, цветными и монохромными, с серебрением, золочением, с девизами и без них. Это настоящий рай для геральдиста! Вот уж точно, по словам Пушкина, «везде щиты, гербы, короны». Среди них есть русские дворянские гербы известных фамилий, внесенные в «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи»: Всеволожских, князей Дадиани-Мингрельских, Дубенских и др. Есть польско-литовский герб «Лис» («Lis») и европейские гербы,  идентифицировать которые под силу лишь специалисту. Кое-где встречаются написанные вязью имена: «Князь Леонид Вяземский» (видимо, имеется в виду Леонид Дмитриевич Вяземский (1848 – 1909), астраханский губернатор и начальник Главного управления уделов), «Мария Шувалова». Много женских имен (некоторые из них под императорскими коронами): «Anna», «Natalie», «Cathrine», «Marie» и «Мария», «Olga» и «Ольга», «Alexandrine» и «Александра», даже «Ария», но встречаются и мужские («Николай», «Георгий»). Под одним вензелем («Б. М.») даже указан адрес: «Знаменка, свой дом, Москва».
Три страницы отведены под гербы разных стран: на вершине древа патриотично размещен герб Российской империи, слева от него – Великобритании, справа – Дании, под ними – Пруссии и Австрии, еще ниже – Баварии, Германии и Венгрии и т.д. На обороте листа – гербы азиатских стран (Персии, Китая и Японии), а также Австралии, Египта и стран Северной и Южной Америки.
Вполне вероятно, что коллекционеру не хватило листов в издании «Armorial album», потому что вторая часть альбома – это листы картона уже без отпечатанных рамок. На первой странице этой простой и уже потемневшей от времени бумаги наклеены изображения штандартов, флагов и вымпелов членов Российского императорского дома, а также российских военного и торгового флага, флагов посланников и консулов. Еще четыре страницы занимают флаги различных стран (все они вырезаны из неустановленного издания). Последние семь листов остались пустыми: очевидно, коллекционеру надоело развлечение, или он просто перерос его.
В связи с этим альбомом нас занимают два вопроса. Во-первых, кем же был этот таинственный собиратель? Подобное увлечение скорее можно назвать детским или юношеским. С другой стороны, изумляет аккуратность, с которой эти крошечные изображения были откуда-то вырезаны. А может быть, некоторые из них прикладывались к товарам, регулярно покупаемым взрослыми? Существовали же в США в конце XIX и первой половине XX веков так называемые сигаретные карточки: некоторые производители сигарет вкладывали в пачки коллекционные карточки с портретами спортсменов и актрис, видами городов, изображениями животных. Были среди них и геральдические серии , и хотя точных соответствий с нашим альбомом среди них мы не нашли, но мысль о том, что малютки-гербы служили вкладышами, бесплатными рекламными приложениями к каким-то товарам, кажется нам вполне правдоподобной.
Вот такие странные предметы порой можно встретить в библиотеке. Пускай они не отвечают «профилю комплектования», пускай до сих пор не нашли своего ценителя, но они важны как примета своего времени и как яркая иллюстрация того, как скрашивали свой досуг образованные люди XIX века.
библиограф Елена Вознесенская.


События
Made on
Tilda