«Карелия: символика трёх зданий» 12+
В выходные в Национальном музее РК состоялась лекция-беседа «Отечество Калева, родина рун. Символика Карело-Финской ССР в архитектурных рельефах», которую провели ученый секретарь музея Денис Кузнецов и автор выставки Софья Никитина.
текст: Наталия Крылова
Лекция стала финисажем выставки «Карелия: история одной даты», экспонаты которой окружали посетителей со всех сторон, использовались лекторами в качестве примеров и придавали достоверность и объём культурологическому погружению в 1940-50-е годы. Из рук в руки передавался фотоальбом Семёна Раскина, запечатлевший то время.
Название лекции – строчка «Isänmaa Kalevan, kotimaa runojen» (Отечество Калева, родина рун) из официального гимна Карело-Финской ССР. Символично, что посетители собирались под эту мелодию, чтобы отправиться на поиски метафор, знаков и кодов Карело-Финской союзной республики, запечатленных в архитектуре – застывшей во времени музыке.

Денис Кузнецов обратил внимание собравшихся, что в тексте гимна много знаковых фраз: «северное сияние», «военные лыжи», «мечом отстоим советское Сампо», «отечество Калевы – родина рун» и т.д. Та же репрезентативность выражалась и в архитектуре К-ФССР.

Наш автор подробно пересказывает лекцию, чтобы открытия, сделанные историками-специалистами, стали доступны всем читателям нашего журнала
Ученый секретарь музея Денис Кузнецов, фото: М.Никитин
Дом правительства. Петрозаводск, проспект Ленина, 19

 Дом правительства Республики Карелия получил в народе название Дворец Куусинена. Построен в 1932 в качестве здания финансово-экономического техникума в стиле конструктивизма по проекту ленинградских архитекторов Сергея Осиповича Овсянникова и Моисея Марковича Синявера.

В 1940 году Кусиэль Яковлевич Гутин реконструировал здание как Дом правительства, и нынешний вид здания несколько противоречит строгим линиям конструктивизма: появились пилястры, украшения. На портале в центре аттика был герб Карело-Финской союзной республики, тогда же были выполнены барельефы.

Сейчас на портале Дома правительства мы видим герб Республики Карелия авторства Юрия Нивина 1991 года: восьмиконечная звезда, медведь, елки и сосны.
Дом правительства., фото: Александр Савин
Благодаря фотографии Леонида Николаева посетители лекции смогли рассмотреть барельеф на фризе Дома правительства на экране, обращая внимание на детали. Композиция симметричная, посередине наковальня. Это и символ народа – кузнеца своего счастья, и возможная аллюзия к кузнецу Илмаринену, выковавшему мельницу Сампо. В центре над наковальней пожимают друг другу руки рабочий и лесоруб. Машиностроение и лесная промышленность – важнейшие отрасли карельской экономики.

Композиция на фризе слева. Сразу за рабочим в кепке изображён интеллигент в шляпе, обсуждающий что-то с женщиной в косынке – в К-ФССР уже работала своя Академия наук. Далее почти развёрнут на зрителя горняк с отбойным молотком на плече. Символ Шокшинской разработки, в том числе: страна знала, что буквы на каменном мавзолее Ленина, облицовочные плиты и входные тумбы выполнены из карельского малинового кварцита.


К горняку обращена лыжница. Лыжи – узнаваемый символ Карелии. Это и лыжная фабрика в Хелюля, на которой работали, в основном, женщины, и военный поход Тойво Антикайнена, нашедший отражение в тексте карельского гимна, и эпический герой Лемминкяйнен, бегущий на лыжах. Два крайних персонажа барельефа смотрят в сторону озера. Охотник с лайкой и ружьём всегда начеку. И матрос со штыком в бескозырке и бушлате охраняет водные границы республики.

Композиция на фризе справа. У вальщика леса на плече – пила-лучковка, которую привезли в Карелию северо-американские финны. Это стахановский инструмент: преимущества этой пилы в том, что ею можно было работать в одиночку и, следовательно, выполнять норму быстрее. И лучковка есть в экспозиции выставки, её можно рассмотреть.

Барельеф на фризе Дома правительства , фото: Алексей Фрилунд
За лесорубом – крестьянка со снопом, в Карелии тогда ещё выращивались традиционные зерновые культуры – ячмень, овес, просо, озимая рожь, Мальчик с книгой – будущее Карелии. Далее к водной глади развёрнут справщик с багром и брёвнами – узнаваемая карело-финская тематика, нашедшая отражение в песнях и пьесах. Ему навстречу тянут сети два рыбака. Кантелист – собирательный образ культуры Карелии.


Крайний справа пограничник в будëновке с овчаркой охраняет сухопутные границы республики. Рядом изображён пограничный столб. Пограничник с собакой – популярный персонаж в те годы. В фотоальбоме Семёна Раскина на последней странице тоже изображены пограничники. Денис Кузнецов вспоминает статью Николая Кутькова о том месте, где сейчас стоит памятник Чарльзу Гаскойну и где в 1930-е годы находился ряд скульптур: пограничник в фуражке и с собакой стоял почти напротив дома с аркой, где жили работники НКВД.
Гостиница «Северная», фото: Алексей Фрилунд

Гостиница «Северная». Петрозаводск, проспект Ленина, 21

 Первая профессиональная гостиница: до её появления гостей размещали в Доме крестьянина и меблированных комнатах. Архитектурная визитка города. Она была построена ещё до образования К-ФССР – в 1939 году. Архитектор Юрий Русанов. Здание была построено в один уровень, всюду имело четыре этажа, небольшие окна, скромный декор. Денис Кузнецов определил стиль как пролетарский конструктивизм.
Гостиница «Северная», 1940 г.
На послевоенном плакате Константина Леонидовича Буторова с призывом к восстановлению Петрозаводска мы видим остов гостиницы «Северной». В таком виде здание встретило освободителей города в 1944 году. Кусиэль Яковлевич Гутин восстанавливал гостиницу уже в иных исторических условиях: Петрозаводск – столица одной из союзных республик страны-победительницы. Здание, которое находится на пересечение важнейших городских магистралей, приобретает торжественный вид, свойственный сталинскому неоклассицизму. Центральная часть увеличивается за счëт балюстрады, боковые часть понижаются на один этаж. В 1948 юбилейном для республики году возникают декор, появляются барельефы.
Гостиница «Северная», барельеф, фото: Алексея Фрилунда
Благодаря фотографиям Алексея Фрилунда можно рассмотреть пять барельефов вблизи – три широких, два узких. В центре – рельеф с лесорубами. Лесная отрасль продолжает быть главнейшей для экономики республики. На переднем плане изображён мощный ствол дерева, который пилят два вальщика. Лесорубы как бы оказываются под сенью еловых лап – одного из обязательных карельских символов. Рядом сучкоруб работает топором. На заднем плане трактор вывозит с делянки уже готовую древесину.
Гостиница «Северная», барельеф, фото: Алексея Фрилунда
Барельефы отражают реалии времени. Если на рельефе 1940 года на Доме Правительства мы видели пилу-лучковку, то в 1948 вальщики работают уже с двуручной пилой, к которой подведён кабель. Эта тяжёлая двуручная электропила, которая была разработана в 1946 году, использовалась всего несколько лет. Сама пила весила 22 килограмма, мощность 1.9, но ещё нужно было таскать с собой в лес генератор. Это было почти непосильно, и уже в 1949 году появилась другая электропила, внедрение которой в лесозаготовительные артели шло до конца 1950-х годов: она уже весила «всего» 9,4 килограмма, использовала жидкое топливо. А в 1955 году уже производится первая бензопила «Дружба». На заднем плане барельефа трактор волочит хлысты прямо по земле, т.к. это не специализированный трелëвочный трактор ТДТ-40, который начнут производить только с 1956 года, когда Онежский завод станет тракторным. Денис Кузнецов предполагает, что, скорее всего, вывозом с делянки занимается сельскохозяйственный «Сталинец С-65», выпускавшийся на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год и широко использовавшийся во время войны.
Гостиница «Северная», барельеф, фото: Алексея Фрилунда
Следующий барельеф посвящён активно восстанавливающейся отрасли – сельскому хозяйству. На нём изображены механизатор с гаечным ключом и женщина с пышным снопом. Колосятся густые злаки. В Карелии по-прежнему выращивалось зерно, и вплоть до 1955 года посевы зерновых культур превышали посевы кормовых. На заднем плане – комбайн с комбайнёром и здание элеватора. Это уже совхозная техника. Как и по всей стране, в Карелии был взят курс на укрупнение хозяйств, колхозы объединяли в совхозы. При этом более половины всех пахотных земель республики находилось в пограничных с Финляндией районах, где после войны только начинают сселять хутора в колхозы.
Гостиница «Северная», барельеф, фото: Алексея Фрилунда
Третий барельеф – это машиностроение. Самая многофигурная композиция, что соответствует положению Онежского завода как градообразующего предприятия. На барельефе изображены в динамике двое литейщиков в комбинезонах и рабочий в кепке и фартуке, держащие опоку для формовки. Рядом инженер спортивного телосложения с тубусом и, видимо, фонарём и женщина с огромной шестерёнкой, явно указывающей на тяжёлое машиностроение. После войны на восстановленном Онегзаводе уже налажен выпуск не только станков для заточки пильных цепей и автоприцепов, но и с 1948 года – восьмитонных платформ и лесовозных узкоколейных мотовозов.
Гостиница «Северная», барельеф, фото: Алексея Фрилунда
Четвёртый барельеф – рыбное хозяйство, по-прежнему значимое для республики. Один рыбак стоит с огромной рыбиной, вероятно, сёмгой, ещё двое тянут сети. С ростом индустриализации, вводом в эксплуатацию новых ГЭС, увеличением лесной мелиорации, сплава древесины и отравления водоемов сточными водами рыбы во внутренних водах республики станет значительно меньше.
Гостиница «Северная», барельеф, фото: Алексея Фрилунда
Последний барельеф посвящён строительству. После войны восстановление разрушенных зданий и строительство новых – важнейшее дело, тем более для столицы союзной республики. Картинка-самопрезентация: на на заднем плане барельефа только что реконструированного здания мы снова видим здание в лесах. Композиция фиксирует, что над восстановлением облика города женщины работали не только наравне с мужчинами, но и больше их. Явно немолодая женщина перемешивает в ванне лопатой бетон. Её поза динамична, корпус наклонён вперёд, ноги в сапогах крепко упираются в землю. В процессе работы локтем она задевает стоящего с кирпичом мужчину, которому едва хватило места на этой картине.
Ларец Марковича, фото: Н.Крылова
Одним из экспонатов выставки «Карелия: история одной даты» является ларец работы Изяслава Иосифовича Марковича, созданный к 25-летию республики. На нём тоже пять барельефов: четыре стороны ларца и крышка. На крышке канонические шишки, часто встречающиеся в репрезентативном карельском декоре. Все барельефы посвящены карельскому краю, и на гранях мы видим примерно ту же тематику и те же символы, что и на барельефах Дома Правительства и гостиницы «Северной».
Павильон № 67 «Карелия» на ВДНХ. Москва, проспект Мира, 119

На открытии выставки в 1939 году КАССР была представлена в павильоне «Ленинград и Северо-Восток СССР». Первый павильон К-ФССР на ВСХВ появился в 1940-м году и работал до 1941 года. Это был специально реконструированный для этих целей павильон «Советская Арктика», позднее снесённый. Он запечатлён на марке из собрания Пермского краеведческого музея и частных коллекций.
Павильон № 67 «Карелия» на ВДНХ.
Послевоенный павильон К-ФССР создан в 1954 году по проекту поведивших во всесоюзном конкурсе архитекторов Ф.И. Рехмукова и А.Я. Резниченко. До 1957 года он назывался «Карело-Финская ССР», в 1957 году – «Академия наук СССР», в 1958 году – «Наука», с 1959 по 1963 годы – «Культура и быт народов РСФСР», в 1964–1966 годах — «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», с 1967 года – «Советская печать». Затем павильону вернули имя «Карелия», и он стал использоваться как выставочно-демонстрационная площадка для проведения временных выставок. Является памятником градостроения и архитектуры и имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Сейчас находится на реставрации.

Строительство павильона «Карелия» на ВДНХ.
Часть лекции, посвящённая Павильону К-ФССР 1954 года носит подзаголовок: «Неоклассика или карельская изба?». Павильон Карело-Финской республики – эклектичное здание с классическими колоннами фронтоном и двускатной крышей, но в то же время с аллюзиями к деревянному зодчеству. Колонны облицованы гранитом и шокшинским кварцитом и украшены медными капителями. Классицизм в послевоенное время – стиль эпохи, он тяготеет к вертикали и холодности. Но павильон имеет пропорции деревенской избы: здание довольно приземистое. А использование дерева создаёт впечатление тёпла.
Павильон «Карелия» на ВДНХ. фото: Евгений Чесноков
Входной портал и резные деревянные двери обрамлены лесными хвойными орнаментами с крупными шишками и фигурками белок и клестов работы Н.И. Чижова. Резной деревянный фронтон в 1954 году венчал щит, на котором размещался позолоченный бронзовый герб Карело-Финской ССР скульптора Б. А. Орлова. Фронтон украшен композицией «Новая жизнь» работы Льва Алексеевича Кардашова. Сравнение дореволюционной и нынешней жизни – это советский канон. На выставке представлена работа Изяслава Иосифовича Марковича «Старая и новая Карелия».
Павильон «Карелия» на ВДНХ. фото: Евгений Чесноков
Фронтонная композиция «Новая жизнь» которая состоит из пяти рельефов. Каждая скульптурная группа символизирует важную отрасль экономики Карелии. По центру – лесная  промышленность, «зелёное золото республики»: два лесоруба работают, традиционно осенённые хвойными лапами. Один пилит дерево одноручной пилой (!), второй уже толкает отпиленный ствол.
Центральную часть барельефа франкируют две скульптуры – это традиционные рабочий и колхозница. У рабочего в руках разводной ключ и рядом неизменная большая шестерёнка – символ тяжёлого машиностроения. Нечто новое: у колхозницы в платочке и переднике в руках не сноп, а книга. Гиперцентрализация сельского хозяйства республики, насильственное укрупнение хозяйств, непродуманное планирование, закрепление крестьян быстро вели отрасль к упадку. Республике были нужны свои специалисты. В 1951 году был создан естественно-математический факультет, на котором наряду с математическим и биологическим появилось сельскохозяйственное направление. В феврале 1954 года это направление было выделено в самостоятельный факультет.
Эскиз фронтона. фото: Евгений Чесноков
Справа от лесозаготовок композиция с новой отраслью – животноводство. Стоят коровы в стойлах, доярка разливает молоко в бидоны. Крайнее справа – рыболовство. В композиции появляется лодка. А нужен уже траулер. К середине 1950-х от общего улова рыбы в Белом море и внутренних водоемах республики добывалось всего 14%, остальная часть – в Атлантике и Баренцевом море.
Барельефы. фото: Евгений Чесноков
Справа от лесозаготовок композиция с новой отраслью – животноводство. Стоят коровы в стойлах, доярка разливает молоко в бидоны. Крайнее справа – рыболовство. В композиции появляется лодка. А нужен уже траулер. К середине 1950-х от общего улова рыбы в Белом море и внутренних водоемах республики добывалось всего 14%, остальная часть – в Атлантике и Баренцевом море.
Барельефы. фото: Евгений Чесноков
Слева от центрального рельефа – земледелие. Всё стандартно: мужчина, женщина, комбайн, элеватор. На крайней слева композиции впервые появляется электромонтёр на столбе. Электрификация – важнейшая и актуальная тема, когда речь идёт о старой и новой жизни.
С Таким образом, скульптуры трёх разных зданий, варьируя одни и те же узнаваемые символы, репрезентируют краткую историю Карело-Финскую союзной республики, складываясь в развивающийся во времени и пространстве архитектурный текст.



Еще почитать
Made on
Tilda