Чего мы с вами пока не читали, так это детективов. Причем, чтобы это с одной стороны было настоящее расследование, а с другой – никаких придуманных «бармаглотов», а дети и события чтоб были самые настоящие, среди которых мы тут живем.
Детский детектив создать сложно. Во всякий случай на возраст «6+». Потому что серьезного преступления туда не вставишь. И это правильно. Не хотелось бы, чтобы малыши знали про все вот это. Успеют. Но вот порасследовать что-либо их ведь хлебом не корми. Помните по своему детству? А не последить ли нам за этой старушкой, уж больно она подозрительная. А не задаться ли вопросом – почему цветок вчера тут стоял, а сегодня там? Нет ли в этом какой-то интриги?!
И вот такой – «безопасный», но интригующий детектив написала Наталья Савушкина. Это «Карты, деньги, два ствола» на минималках. А еще он очень уютный (достаточно сказать, что дело происходит перед Новым годом, вообразите атмосферу). Он весь шерстяной – ведь немаловажную роль там играет кафе «Кофта», где – мимими – все кружки одеты в свитерки, а ножки стульев обвязаны носочками… Ах! Этот детектив уютный настолько, что безумно хочется завернуться во все эти приключения и кофты, впрыгнуть в них, прикинуться другом этой неразлучной троицы, умолять, чтобы взяли с собой.
К обеду снег намёл сугробики на вывеску кофейни «Кофта». Вышло симпатично: каждая буква оказалась одета в пушистую шапку. Трое друзей, не считая собаки, расположились за круглым столом Луки для совета. — Значит, так, — сказала Лея, вытаскивая из рюкзака блокнот. — Что мы знаем: Санта попал в беду, — она вырвала один листок и написала на нём: «Санта». — В доме — привидение, — она вырвала второй и написала: «Привидение». — Пропали соседи, — третий листок с надписью «пропажа людей» отправился ко второму. — Задача: понять, есть ли здесь связь, кого выручать из беды и кого позвать на помощь.
И это еще не все задачи, которые придется решить героям. Это Агаша, Лея и Лука, они живут в одном доме и ходят в один класс. А школа у них носит название «Абрикос», и это тоже очень мило. Не знаю, как все устроено в Москве, может быть, эта милота там на каждом шагу, а может быть, это написано так, что хочется пожить в этом районе оранжевых домов. Но в любом случае читатель погружается в книгу с головой. А ведь это важно. Тогда он будет доверять ее героям.
писатель Наталья Савушкина, фото ВК
Но не нужно думать, что тут сахар залит персиковым джемом, а сверху еще липкий рахат-лукум. Нет, все это не чрезмерно мило. Здесь есть и острая болезненная ситуация. Здесь есть непростые обстоятельства одной семьи. Здесь есть переживания за друзей. Здесь есть травма в спорте. Вам мало, чтобы градус сладости снизился? Мне хватает, если я младший школьник. Все это – моя жизнь, все это мои настоящие проблемы, от которых мне вовсе не смешно.
Знаете, что еще мне нравится в этой книге? Она современна. Она соотнесена с теми детьми, которые здесь и сейчас. Легко узнаваемые сегодняшние реалии. И сегодняшние взрослые – они именно такие! Значит, читатели сумеют примерить на себя ситуации, и глубже будут переживать за героев, которые, конечно, иногда ошибаются, а иногда боятся или злятся, но всегда – остаются детьми, которые хотят добра, дружбы, праздника, которые хотят помогать. Сегодняшние дети хотят помогать! Это ведь так важно.
Что ж, если речь зашла о детективах, самое время вспомнить о писателе, которого зовут Давиде Морозинотто! Причем, хоть он и написал (а у нас издали) серию «Коты-детективы», я хочу рассказать о другой его книге, где тоже действуют дети младшего и среднего школьного возраста. И действуют решительно! Когда я прочла – не поверила своим глазам. Я была совершенно ошеломлена. Невероятно, что автор создал для детей настолько остросюжетную, смелую, душераздирающую книгу! Кстати, считаю, что название ее подвело – оно ни о чем не говорит нашим ребятам, кажется скучным и сухим. Если бы вы только знали, что скрывается за этим названием!
Писатель Давиде Морозинотто
А начинается все… с револьвера. Уж больно он приглянулся троим подросткам и мальчику с особенностями восприятия действительности. Попадет ли он к ним в руки? Хм… Вся история рассказывается по очереди от лица героев. Здесь путешествие через всю страну, а это – на минутку – начало прошлого века, это тебе не «сел на самолет и погнал». Здесь и удушающая бедность, и поиски фантастического клада. Здесь и таинственная история прошлого, и жуткая коррупция. Здесь подлость, но тут же и высокое благородство. И в конце концов, здесь крокодил. Ведь вначале события происходят в Луизиане, и этот настоящий крокодил… по-настоящему наказывает их первого обидчика. А обидчиков этих в книге – хватит на всю жизнь. И все-таки, все-таки… Они сумели выбраться, они сумели победить. Самоотверженность, душевная чистота, верность – как давно я не чувствовала, чтобы об этом настолько ярко говорили с детьми. Не оторваться.
А теперь… Вангую! Так называется наша веселая подрубрика. Предлагаем вам выбрать страницу книги (от 8 до 157), а также строку от 1 до 20 (от начала или от конца). И мы погадаем по книге. На этот раз – по книге «Три ключа из четвертого «А». Ее автор Наталья Савушкина ответит первому, кто напишет комментарий, который будет выглядеть примерно так: «страница ХХ, строка ХХ от конца/начала». Мы хотим, чтобы выдернутые из книг фразы послужили толчком или для предсказания, или для пожелания.
Екатерина Каурова, фото: ВК
В прошлый раз мы ванговали по книге Ларисы Романовской «Зверь Евсей». Первым комментарий оставила наша читательница Екатерина Каурова. Она загадала: «Страница 12 строка 3». Выбранная фраза звучит так: «восемь месяцев, он ещё снег ни разу не видел». Вот что написала Лариса Романовская нашей читательнице: «В тексте речь идёт о Юрочке, самом младшем персонаже книги. Он очень маленький, ещё не видел снег, не знает о многом – в том числе о волшебстве и чудесах, о вере в хорошее. Всё детство у него ещё впереди, а потом, когда он вырастет, у него останутся хорошие воспоминания и добрый волшебный зверь, который, в отличии от наших собак и кошек, живёт долго. Я бы истолковала эту строчку как обещание хорошего, интересного и необычного впереди; как пожелание смотреть на мир детскими глазами и видеть чудеса в окружающие действительности – в первом снеге, в листопаде, в закате, в хорошем разговоре, в интересной книге».